Как составить административный протокол

Важная информация в статье на тему: "Как составить административный протокол". Узнать самые актуальные данные по теме в 2020 году, а также спросить о нюансах вы можете у дежурного консультанта.

Приложение N 4. Протокол об административном правонарушении (рекомендуемый образец)

Приложение N 4
к Административному регламенту исполнения
Министерством внутренних дел Российской
Федерации государственной функции
по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением
участниками дорожного движения требований
законодательства Российской Федерации
в области безопасности дорожного движения

(Оборотная сторона копии протокола
об административном правонарушении)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(извлечение)

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

>
N 5. Схема места совершения административного правонарушения (рекомендуемый образец)
Содержание
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/71782148/8599a70d26e5983585d90ff6adf82e89/

Как составляется протокол об административном правонарушении?

​Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется в течение первых минут или часов после выявления проступка, т.е. немедленно. В исключительных случаях допускается провести дополнительную проверку, что увеличивает разрешенный срок оформления протокола до 2-хсуток. Оформление протокола по истечении этого времени является нарушением КоАП РФ.

Особенности составления административных протоколов

Оформление процессуальных протоколов предусмотрено КоАП РФ для фиксации всех обстоятельств проступка. По этому документу наказание не назначается, так как протокол будет рассматриваться по существу. Для отдельных видов нарушений допускается составление постановлений одновременно с протоколом, либо вместо этого документа (например, за нарушение ПДД, выявленного камерами фотофиксации, вместо протокола сразу оформляется постановление).

Выделим ключевые особенности, по которым проходит составление протокола об административном правонарушении:

  • полномочиями по оформлению протоколов наделяются должностные лица или органы, указанные в КоАП РФ (например, сотрудники ГИБДД, Роспотребнадзор, налоговый орган и т.д.);
  • протокол должен оформляться незамедлительно после выявления проступка (например, сразу после выявления нарушения ПДД инспектор ГИБДД должен приступить к составлению документа);
  • ст. 28.5 КоАП РФ позволяет продлить срок составления бланка до 2-х суток, если нужно установить данные о нарушителе (например, если виновный водитель скрылся с места нарушения ПДД).

В содержании протокола будут отражены все обстоятельства проступка. Естественно, для каждого состава, указанного в КоАП РФ, перечень таких обстоятельств будет разным.

В составлении протокола будут принимать участие:

  1. непосредственно должностное лицо или орган, наделенные полномочиями по КоАП РФ;
  2. нарушитель (гражданин, должностное лицо, предприятие или ИП);
  3. понятые, если их участие обязательно при выявлении и закреплении нарушения;
  4. свидетели, чьи показания будут впоследствии использоваться для рассмотрения дела по существу.

От правильности заполнения бланка зависит, будет ли нарушитель привлечен к административной ответственности, либо сможет избежать наказания.

Правила составления протокола

Хотя содержание протоколов будет существенно отличаться для разных видов нарушений, в КоАП РФ регламентирован единый порядок их заполнения. Этот порядок заключается в следующем:

  1. протокол составляется на месте обнаружения проступка;
  2. для заполнения используется официальная форма бланка;
  3. в тексте документа отражается дата, время и место нарушения;
  4. свои данные в протоколе обязано заполнить должностное лицо, уполномоченное на такие действия;
  5. сведения о нарушителе вписываются с данных его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (если паспорта нет, либо виновный неизвестен, в течение 2-х суток эта информация будет уточняться);
  6. все обстоятельства проступка со ссылкой на конкретный состав КоАП РФ (возможен вариант, когда в одном протоколе будут отражены сведения сразу о нескольких составах КоАП РФ);
  7. перечень документов и доказательств, подтверждающих факт проступка и виновность нарушителя.

Правонарушитель, участвующий в составлении протокола, вправе не только знакомиться с содержанием документа, но и вносить замечания и дополнения, лично вписывать пояснения или указывать на несогласие с фактом проступка.

Отказать в реализации таких прав нельзя, так как это повлечет процессуальное нарушение и признание протокола недействительным. Нарушитель вправе отказаться от дачи пояснений без указания причин. О таком факте делается соответствующая отметка. При заполнении бланка может участвовать защитник, так как пользоваться его услугами нарушитель может сразу после начала административной процедуры.

В большинстве случаев протокол будет направлен на рассмотрение по существу в адрес уполномоченного органа или должностного лица. Для этого в документе отражается время и место рассмотрения дела, в том числе судебный орган. Нарушитель может не присутствовать при последующем разбирательстве, однако это гарантировано повлечет наказание.

Нарушителю протокол обязаны выдать сразу после его составления. Если документ составляется в течение 2-х суток, за документом можно подъехать в уполномоченный орган.

Сам протокол обжаловать нельзя. Однако если при составлении были допущены ошибки, на них нужно указать при разбирательстве дела по существу. Грубые нарушения (например, непредставление права на защиту), повлечет отказ в привлечении к ответственности.

Источник: http://law03.ru/avto/article/kak-sostavlyaetsya-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii

Как составить протокол об административном правонарушении согласно ст. 28.2 КоАП?

Когда лицо совершило административный проступок, уполномоченные лица обязаны составить протокол, который содержит детальную характеристику совершенного противоправного деяния. КоАП содержит требования к содержанию протокола и базовые условия его составления.

Содержание и структура протокола об административном правонарушении

Порядок составления протокола об административном правонарушении содержится в ст. 28.2 КоАП РФ. Этот важнейший документ для привлечения лица к административной ответственности составляется немедленно после совершения противоправного деяния, но он также может быть составлен в течение 2 суток после него, если требуется дополнительно прояснить обстоятельства происшедшего. Если было вынесено определение о возбуждении административного дела, то протокол составляется по окончании расследования.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .
Читайте так же:  Обзор кредитных карт банка «восточный»

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Расследование имеет смысл в том случае, если информацию можно получить только экспертным путем или после проведения определенных процессуальных действий, которые занимают определенное время. Такое расследование не может длиться более месяца. В исключительных обстоятельствах этот срок допускается продлить, но не более чем на 6 месяцев.

Основания для составления протокола об административном правонарушении:

  • выявление административного правонарушения;
  • оспаривание правонарушителем административного наказания;
  • выявление правонарушения, совершенного несовершеннолетним (в возрасте от 16 лет).

Протокол об административном правонарушении приобщается к постановлению, которое может быть обжаловано в порядке, прописанном в 30 Главе КоАП.

Протокол об административном правонарушении должен содержать такие сведения:

  1. Дата и место его составления.
  2. Должность составителя, его звание, ФИО сотрудника.
  3. Сведения о лице, совершившем противоправное деяние.
  4. Сведения о потерпевших и свидетелях (если таковые имеются): ФИО, адреса проживания, телефоны.
  5. Место и время совершения деяния, которое противоречит законодательству.
  6. Описание совершенного правонарушения со ссылкой на КоАП, пункты правил дорожного движения, иные правила, нарушение которых имело место.
  7. Иные важные для разрешения дела сведения.

При участии понятых в производстве об административном правонарушении запись об этом делается в протоколе. Здесь прописываются их ФИО, адрес проживания, телефон и паспортные данные (или сведения об ином документе, удостоверяющем личность).

Понятым может являться любое совершеннолетнее лицо, которое не входит в перечень заинтересованных лиц. Число понятых не должно быть менее двух, замечания каждого из них заносятся в протокол. Если были применены спецсредства, то их показания отражаются в документе с указанием наименования техсредства и его номера.

Порядок составления протокола

Если основания для вынесения постановления у сотрудника правоохранительных органов нет, то он должен назначить время и место рассмотрения дела и уведомить об этом правонарушителя и потерпевшего. Это необходимо сделать в течение 15 суток после составления протокола. Если нарушитель не явится в обозначенное время, то протокол будет составлен в его отсутствие, а в его адрес будет направлена копия документа.

Документ подписывается сотрудником, который его составил, и правонарушителем. Если указанное лицо отказывается от подписания протокола (это его законное право), то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Если с ходатайством обратился сам нарушитель, то этот факт может найти отражение в протоколе об административном правонарушении. Нарушитель также может прописать причины несогласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.

Правонарушителю и потерпевшему под расписку вручаются копии протокола. Отказ в выдаче копии документа является незаконным. В любом случае их должны ознакомить с содержанием протокола.

В случае необходимости к протоколу прилагается рапорт составителя и схема происшествия.

Форма протокола утверждена соответствующим Приказом МВД и является приложением к регламенту.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях допускается не оформлять протокол. Например, если правонарушение не несет серьезной общественной опасности, и за него предусмотрено наказание в виде штрафа или простого предупреждения. В такой ситуации, согласно ст. 28.6 КоАП, составлять протокол не требуется, вместо этого выносится постановление, которое вручается нарушителю. Если тот отказывается от получения, то оно направляется ему письмом по почте.

Но если нарушитель не согласен с тем, что он совершил противоправное деяние, то протокол об административном правонарушении нужно оформить и приложить к постановлению.

Таким образом, протокол представляет собой составленный документ, в котором фиксируется факт нарушения закона, и приводится краткая характеристика данного деяния. Правила составления и требования к содержанию указанного документа прописаны в 28.2 ст. КоАП.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/protokol.html

Статья 28.2 КОАП РФ. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Читайте так же:  Что будет если оставил место дтп

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарии к ст. 28.2 КОАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

Видео (кликните для воспроизведения).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 — 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

Читайте так же:  Существуют ли выгодные кредиты и где лучше оформить займ

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Источник: http://rulaws.ru/koap/Razdel-IV/Glava-28/Statya-28.2/

Составление протокола об административном правонарушении

Содержание:

Доказательством совершения административного правонарушения будет составление протокола должностным лицом. Эти правонарушения не носят настолько общественно опасный характер, как, например, уголовные. Однако некоторые из них могут квалифицироваться таковыми после рассмотрения протокола. Зависит это от степени причиненного вреда и от того, как составлен документ.

Здесь важно понимать: административный протокол — это не признание чьей-то вины, а фиксация обстоятельств произошедшего правонарушения с предварительной законодательной оценкой. Если в отношении вас был составлен протокол, а вы считаете себя невиновным, не надо доказывать свою правоту на месте. Опытный юрист с успехом справится с оспариванием фактов, изложенных должностным лицом. С вашей стороны потребуется только максимально точно и полно изложить обстоятельства ситуации.

Нет времени читать статью?

Когда составляется административный протокол

Очень подробно регламентирует правила и обстоятельства составления этого процессуального документа ст. 28 п.2 КоАП РФ. Важно понимать, что не только полиция составляет протоколы и регистрирует административные правонарушения. Это могут быть органы Роспотребнадзора, пожарные, налоговые инспекции — словом, различные государственные контролирующие структуры.

Полный перечень должностных лиц, имеющих право составления протокола об административных правонарушениях, приведен в ст. 28.3 КоАП (здесь и далее). Как правило, этот документ составляется на месте совершения правонарушения. Закон допускает другие варианты составления в двух случаях:

  • при необходимости выяснения дополнительных сведений об участниках произошедшего или об обстоятельствах дела — в течении 2 суток;
  • если производится административное расследование — по его окончании.

На основании ст. 28.7, срок расследования правонарушения может быть продлен до полугода. Участвующие в процессе лица должны быть уведомлены о продлении срока составления.

Как составляется протокол

Законодательно утвержденной формы для составления протокола нет. Каждое ведомство разрабатывает и использует свой шаблон. Однако правила заполнения бланков одинаковы, независимо от сферы деятельности нарушителя и должностного лица.

Поскольку на основании письменного документа будет происходить рассмотрение обстоятельств административного правонарушения и назначаться наказание виновных, он должен быть составлен максимально подробно. Поэтому в нем очень точно указываются данные составителя — уполномоченного лица — и всех участвующих в происшествии. Если есть потерпевшие или свидетели, данные о них также заносятся в протокол.

Самая важная часть в документе — описание сути правонарушения. Уполномоченное лицо подробно фиксирует все обстоятельства, в конце описания приводит список нарушенных статей закона.

В протоколе отведено отдельное место для объяснений виновной стороной обстоятельств правонарушения или для ее версии произошедшего, в случае несогласия с версией должностного лица. Также может заноситься дополнительная информация от других лиц: свидетелей, коллег, сотрудников непосредственного участника происшествия. В документе фиксируется запись о том, что сторонам разъяснены их права и обязанности. Запись подтверждается подписями сторон.

С протоколом знакомят всех участников, которые расписываются под изложенными в документе материалами, фиксируя их достоверность. Если кто-то из участников не согласен с данными, он имеет право выразить несогласие в письменной форме. Второй экземпляр документа передается виновной стороне также под роспись.

Не всегда протокол составляется в кабинетах, в спокойной удобной обстановке. Например, после совершения ДТП документ пишется на месте происшествия. В таких случаях часто обнаруживаются ошибки. Если вы увидели некорректно изложенные данные об административном правонарушении, поставьте об этом в известность должностное лицо.

Исправления должны быть внесены в текст документа и удостоверены подписями всех участников событий. Любые ошибки в составлении протокола могут повлечь за собой его отмену в суде и прекращение разбирательства. Не признаются существенными лишь орфографические и другие ошибки, не искажающие информацию по делу.

Читайте так же:  Какой закон говорит о защите прав продавцов

Составление протокола административного правонарушения возможно и без участия виновника. Это случаи, когда нарушитель, например, уклоняется от подписания. В таких ситуациях необходимо, чтобы вина была доказана документально. Например, это может быть фото- или видеофиксация дорожно-транспортного происшествия. К протоколу прикладывают копии документальных доказательств. Пакет документов направляют нарушителю почтой.

Перед тем как составить и отправить протокол виновнику, должностные лица направляют ему уведомление о правонарушении или проводимой административной проверке и ее результатах. Если нет фактов об уведомлении нарушителя об оформлении документа, это нарушение его процессуальных прав.

Надо ли подписывать протокол

Многие люди, в отношении которых несправедливо был составлен протокол об административном нарушении, категорически отказываются от его подписания. Тем самым совершают непоправимую ошибку. Дело в том, что отказ от подписи, по общему правилу, влечет за собой фактическое признание вины. А из этого автоматически следует согласие с последующими санкциями. В таких случаях уполномоченное лицо имеет право составления не протокола, а постановления по делу с назначением административного наказания.

Если вы отказываетесь от подписи, должностное лицо обязательно укажет это в тексте документа при его составлении. И это будет свидетельством правомерности его действий. Вам дается право сразу заявить о несогласии с изложенным, написав объяснение с указанием своей позиции. В последующем административное дело будет разбираться с учетом ваших показаний.

Когда протокол не нужен

Составление протокола не требуется, когда совершено небольшое правонарушение, за которое сразу назначается административное наказание: предупреждение или штраф. В таких ситуациях на месте выносится постановление о правонарушении и примененном взыскании. Но если виновник не согласен с самим фактом нарушения или размером взыскания, протокол об административном правонарушении все-таки составляется.

Не требует составления протокола автоматическая фиксация нарушения, сделанная средствами фото- или видеонаблюдения. Постановление по такому административному нарушению направляются виновному по почте заказным письмом или в форме электронного документа — ст. 28.6. п.3 КоАП. Дела об административных правонарушениях, возбуждаемые прокурором, также оформляются без составления протокола — ст. 28.4.

Как опротестовать протокол

Протокол — это документ, который содержит описание нарушения и состав участников происшествия. То есть это описание фактических обстоятельств по делу и одно из доказательств правонарушения. На его основании выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Эти два документа — главные в административном слушании. Обжаловать можно само постановление или неправомерные действия должностных лиц при составлении протокола. Например, запрет на внесение в текст документа возражений или отказ в выдаче копии. Если факты, изложенные в жалобе, подтвердятся, то протокол может быть признан недействительным.

Источник: http://rtiger.com/ru/journal/sostavlenie-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Как составить административный протокол

В словарях приводятся следующие определения понятия «протокол»:

Протокол (фр. protocole, от гр. protokollon — первый лист манускрипта) — официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное заседание). (Однотомный большой юридический словарь. 2012).

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, составляемый специально уполномоченным должностным лицом по делу об административном правонарушении на стадии возбуждения производства, имеющий силу доказательства по делу. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и должностными лицами, предусмотренными в специальном перечне КоАП РФ (ст. 28.3). (Большой юридический словарь.- М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.)

Протокол об административном правонарушении — административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом государственного органа или органа общественной самодеятельности. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении, а когда не составляется, а сразу назначается административное наказание?

Общие правила, регулирующие порядок составления протокола об административном правонарушении и требования к его содержанию регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Исключение из приведенного правила — дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ). В этом случае выносится постановление, которое должно содержать все те же сведения, указанные в статье 28.2. КоАП РФ, что и протокол.

Другой случай, когда составляется не протокол, а сразу постановление по делу об административном правонарушении в порядке статьи 29.10 КоАП РФ — если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Правда, как следует из ч. 2 статьи 28.6. КоАП РФ, в случае, если лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется все же протокол, а не постановление.

И, наконец, в соответствии с ч. 3 статьи 28.6 КоАП РФ, протокол не составляется, в частности, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи… Обращаем внимание, что речь идет об «автоматическом режиме» работы технических средств (стационарных видеокамерах). Радар в руках у сотрудника ГИБДД к таковым не относится. И если вы не признаете вину в превышении скорости, составляется протокол, а не постановление об административном правонарушении с наказанием. Впоследствии уполномоченное должностное лицо, рассмотрев материалы административного производства, в том числе и данный протокол, вынесет уже постановление.

Читайте так же:  Заявление в суд на установление родства

Отказ подписать протокол и дать свои объяснения. Последствия

Как указывалось выше, требования к содержанию протокола регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ, в соответствии с ч. 5 которой, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

Таким образом, отказ подписывать протокол об административном правонарушении к положительному результату для привлекаемого к ответственности лица не приведет, поскольку отметка должностного лица о вашем отказе будет свидетельствовать о соблюдении требований закона при составлении протокола.

Кроме того, отказ от подписи и дачи своих объяснений в том случае, если вы не согласны с вменяемым вам правонарушением или наказанием, будет означать фактическое признание вины и согласие с размером штрафа. В этом случае, как указывалось выше должностное лицо составит не протокол, а постановление по делу с назначением наказания.

Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении?

В соответствии с положениями статьи 30.1 КоАП РФ обжалованию по делу об административном правонарушении подлежат постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Статьей 28.2 КоАП РФ не предусматривает обжалование протокола об административном правонарушении.

Таким образом, обжалование протокола об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством невозможно, т.к. действия по составлению протокола не влекут каких-либо негативных последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности на такое лицо протоколом не возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по своей сути является протоколом об административном правонарушении, поэтому также не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования.

Обжалованию подлежит постановление по делу. Рекомендуем образцы жалоб на данную тему:

  • Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;
  • Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);
  • Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);

Возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол

  • В каком случае протокол должен быть возвращен должностному лицу, его составившему?;
  • Возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству;
  • Если при рассмотрении дела по существу, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом? Протокол – недопустимое доказательство?;
  • Давность привлечения к административной ответственности..

Ответы на указанные вопросы см. в статье «Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения»

Образцы определений о возвращении протокола

  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении (Приложение 21 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. No. 01-06/45305)
  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 14 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)

Образцы протоколов об административном правонарушении

  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
  • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
  • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)

Определение о возбуждении дела,
определение об отказе в возбуждении дела
об административном правонарушении

  • Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)

Протоколы применения мер обеспечения производства
по делу об административном правонарушении

Наиболее популярные протоколы (их образцы) приведены в качестве приложений к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 15.04.2015

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-obrazcy-obzhalovanie

Как составить административный протокол
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here