Мировая практика подоходного налогообложения

Важная информация в статье на тему: "Мировая практика подоходного налогообложения". Узнать самые актуальные данные по теме в 2020 году, а также спросить о нюансах вы можете у дежурного консультанта.

Актуальность для России зарубежного опыта налогообложения физических лиц

экономические науки

  • Трембач Ольга Валентиновна , студент
  • Финансовый Университет при Правительстве РФ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
  • НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
  • БЮДЖЕТ

Похожие материалы

На сегодняшний день активно ведутся обсуждения о реформе налога на доходы физических лиц, которая позволит усилить фискальную функцию налога, а также достичь справедливости налогообложения. Первой ступенью для реализации реформы необходимо изучить опыт зарубежных стран при налогообложении доходов физических лиц.

Рассматривая природу налога на доходы физических лиц, а также его влияние на социальную сферу, целесообразно обратить внимание на практический опыт в данной области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Рассмотренные выше страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким индексом жизни в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2014 г [1, с. 55].

Для проведения данного анализа взяты три страны, имеющие некоторые схожие черты в части подоходного налога: Норвегия, Швеция, США. Характерной особенностью налогообложения рассматриваемых стран выступает манипулирование ставками налогами, вычетами и другими элементами налога. Следующей характерной чертой является определение налоговой базы как совокупного дохода, что позволяет при расчете налоговой базы учитывать личные потребности налогоплательщика.

Также необходимо обратить внимание на высокий уровень налогового администрирования, который в настоящее время несопоставим с российским. В Швеции и Норвегии налоговые органы самостоятельно исчисляют сумму налога, поскольку имеют доступ ко всем данным налогоплательщика, необходимым для произведения расчета. В целях повышения уровня поступления налогов, со стороны налоговых властей, устанавливаются строгие штрафные санкции за неполную, несвоевременную уплату или уклонение. Однако применяются и поощрения в виде выплаты процентов за переплаченную сумму налога.

Опыт Швеции

Подоходный налог взимается с резидентов на центральном уровне и на уровне муниципалитетов. На центральном уровне обложению данным налогом подлежит только та часть дохода, которая превышает установленный в стране минимальный уровень. Резиденты обязаны уплачивать налог со всех доходов, независимо от их местонахождения, нерезиденты же уплачивают налог только с тех доходов, которые получены на территории данной страны.

Максимальная ставка подоходного налога наивысшая в мире и составляет 57% [6]. Несмотря на это, население платит налоги исправно. Это объясняется высокой социальной направленностью расходов государства, поскольку система налогов используется как эффективный регулятор перераспределения доходов населения. Необходимо учесть, что при практике налогообложения, которая существует в настоящий момент, лица, получающие наиболее высокие доходы, теряют большую их часть, в то время как родители-одиночки и люди пенсионного возраста получают из бюджета больше, чем отдают государству. Из этого следует, что система использования подоходного налога выступает в качестве мощного инструмента перераспределения доходов.

Как уже было сказано выше, налог в Швеции подразделяется на муниципальный и центральный. Ставки на центральном уровне устанавливаются в зависимости от размера дохода и варьируются от 31 до 57%, доход от капитала облагается по ставке 30% [6]. На местном уровне данный налог исчисляется по плоской шкале ставок и составляет от 28,89 до 34,17% в разных муниципалитетах. Система налогов Швеции предусматривает налоговые вычеты, представляющие собой затраты на получение дохода, который подлежит налогообложению. Кроме того, предметом уменьшения налогооблагаемой базы могут выступать взносы граждан на пенсионное обеспечение и медицинское страхование [2, c. 186].

Так же необходимо отметить уровень налогового администрирования. Каждый гражданин имеет свой ID, оформляющийся как расчетный счет и на котором отражаются все суммы, уплаченных налогов. На основании налоговой декларации уплачивается налог, заполняется налоговым органом, которые имеют доступ ко всем данным о доходах налогоплательщика. Налоговые органы исчисляют подлежащий уплате налог, налогоплательщик, в свою очередь либо подписывает декларацию, либо опровергает в вышестоящем органе информацию, которую она содержит. В случае обнаружения неуплаты или недоплаты налогов, законодательными органами страны предусмотрены крупные штрафы. А в случаях переплаты данная сумма подлежит возврату с начисленными процентами.

Экономика Швеции выступает классическим примером смешанной экономики, в которой государство вмешивается в жизнь общества с целью обеспечения социальной защиты и стабильности. Наряду с этим, подоходный налог дает возможность в руках государства аккумулировать денежные средства и направлять их на реализацию социальной политики[2, c. 188].

Опыт Норвегии

В Норвегии характерной чертой обложения доходов физических лиц является дифференциация налоговых ставок, которая зависит от вида дохода: доход от акций, облигаций, совокупный доход, а также доход от инвестиций. Совокупный доход составляет заработную плату, дополнительные льготы, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности, проценты на капитал и суммы, возмещенные из фондов социального страхования. Индивидуальный доход может быть уменьшен на суммы фактических затрат, которые подтверждены документально, но не более чем на 20% [4].

Подоходный налог состоит из двух составляющих: государственный и муниципальный. Ставки по государственному налогу составляют от 28 до 51,3%, в зависимости от суммы и вида дохода. Ставки по муниципальному налогу в зависимости от суммы и группы доходов налогоплательщиков составляют 9,5 и 13,7%. Базовая ставка составляет 28%. Также, возможно применение персональной льготы, составляющая 47 150 норвежских крон в год для лиц, не состоящих в браке и 94300 крон в год для лиц, состоящих в барке, если супруг имеем доход менее 41 000 крон в год [4]. Налогоплательщики в Норвегии делается на две группы, первую группу составляют одинокие граждане, вторую – граждане, имеющие одного и более иждивенцев на своем содержании [2, с. 125].

В конце каждого года налогоплательщикам присылается бланк декларации о доходах. Налоговый инспектор проверяет декларации и происходит начисление суммы налога на основании сумм доходов. Далее сумма налога сообщается налогоплательщикам. Уклонение от уплаты налога является серьезным нарушением, которое влечет за собой наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

В Реестре населения каждый норвежец получает персональный номер. Для получения такого номера необходимо зарегистрироваться в местном отделении налогового ведомства, трудоустройство без персонального номера невозможно. Вся полная информация о начисленных и уплаченных суммах налога каждого налогоплательщика хранится на федеральном уровне, помимо деклараций и платежных документов содержит данные из других источников, которые влияют на формирование налогооблагаемой базы.

Читайте так же:  Оформление наследства без завещания

Таким образом, в Норвегии наблюдаются высокие налоговые ставки при налогообложении физических лиц, дифференциация ставок по налогу, которая зависит от вида и суммы дохода, сложная система определения налоговой базы, а также высокий и жесткий уровень администрирования налогов, который позволяет одновременно и в полной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налога.

Опыт США

В настоящее время налоговая система не только обеспечивает денежными средствами государственный бюджет, но и выступает инструментом экономического регулирования. Наиболее значимым федеральным налогом выступает личный подоходный налог. В структуре доходов государства подоходный налог занимает около 40%. Он является самым крупным источником доходов федерального бюджета, составляет его основную часть и взимается подоходный налог с личных доходов населения, включая доходы от индивидуального бизнеса. Данный налог предполагает наличие необлагаемого минимума, скидок, личных расходов.

Налог может исчисляться как с совокупного дохода граждан, так и с совокупного семейного дохода. Из исчисленного совокупного дохода вычитаются все расходы плательщика налога. К личным расходам можно отнести: транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах [2, c. 92]. В результате чего получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая ставка. Необлагаемый минимум составляет 4 тысячи долларов. Подоходный налог взимается по семиступенчатой схеме, границы ступеней зависят от статуса налогоплательщика, ставки налога носят прогрессивный характер. В настоящее время насчитывается семь налоговых ставок для разных категорий граждан, размер ставок варьируется от 10 до 39,6% [6].

Каждый имеет право на установление собственной налоговой ставки. Необходимо отметить, что подоходный налог выступает основным источником доходов бюджетов штатов. В случае, если гражданин получает доход в разных штатах, последний облагается по ставке, установленной в том штате, в котором был получен доход. Налоговая база в разных штатах может различаться, также существуют штаты, в которых не взимается подоходный налог.

В заключении можно сказать, что подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками, в сравнении с другими зарубежными странами, но наряду с этим достаточно сложной является система расчета налога. Подоходный налог призван не только обеспечивать бюджет доходами, но и выступает инструментом регулирования экономики.

Практика России

Некоторые элементы налога, используемые в зарубежных странах, возможно, применить в Российской практике подоходного налога, но внедрение их в налоговое законодательство должно осуществляться поэтапно. В настоящее время, переход к прогрессивной шкале ставок налога представляется возможным, однако нововведение стоит реализовывать постепенно. Целесообразно стоит начинать с установления необлагаемого минимума, который на начальных этапах данной реформы будет равен прожиточному минимуму. В дальнейшем необлагаемый минимум будет подлежать увеличению с параллельным установлением прогрессивных налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. В процессе реализации преобразований необходимо осуществление постоянного контроля статистических данных об уровне жизни граждан. При применении прогрессивных ставок стоит исходить из их размера, в целях избегания нарушений основного принципа налогообложения, а именно учета финансовых возможностей плательщика налога.

Параллельно с преобразованием шкалы ставок налога возможен переход к качественному уровню налогового администрирования. Целесообразно будет применение базы данных по примеру Швеции с ведением информации по каждому налогоплательщику, с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются иными органами власти. Данное нововведение позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Еще одним важным шагов будет являться внесение изменений в систему расчета налоговой базы.

На примере вышеупомянутых стран, налоговую базу предлагается рассчитывать как разницу сумм полученных доходов и расходов, которые совершались для получения дохода. Кроме этого, важной составляющей является полная перестройка системы вычетов по налогам, к примеру, увеличить их размер на основании текущей ситуации экономики. Управление налоговыми вычетами даст способность для реализации социальной функции. Мгновенное увеличение налоговых ставок на раннем этапе представляется невозможным, поскольку общество не заинтересовано в кардинальных переменах, особенно если под угрозу ставиться существующая стабильность [3, с. 92].

В дополнение может облагаться налогом совокупный доход семьи, это даст возможность учитывать личные потребности, а также финансовое положение каждого налогоплательщика, такого как содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей и неработающих членов семьи.

Таким образом, регулирующую функцию налога возможно и необходимо использовать в налогообложении РФ, в особенности на современном этапе экономики России, где наблюдается стремительное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимизацией извлечения прибыли, а также замедленное развитие всех других отраслей. В какой-то степени это и влияет на заметный разрыв доходов населения, который необходимо сократить с помощью предстоящих реформ. На этапе реализации вышесказанной задачи целесообразно детально осуществить переход к задуманной системе подоходного налогообложения, опираясь на опыт зарубежных стран, а также на особенности экономики РФ и ее социальной сферы. Созданная система сможет обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.

Список литературы

  1. Доклад ООН. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. – М.: Весь Мир, 2014. – 236 с.
  2. Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран: монография. – М.: Палеотип, 2006. – 356 с.
  3. Калужский М.Л. Мониторинг социально-экономических противоречий / Стратегические направления регионального развития Российской Федерации: Материалы Всеросс. научно-практич. конференции. – Омск: ИА “Курьер”, 1999. – С. 91-94.
  4. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.
  5. Министерство Финансов Норвегии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.regjeringen.no
  6. World Tax Rates 2014/2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.taxrates.cc

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/4041

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В современной экономической теории необходимость прогрессивной шкалы ставок подоходного налога объясняется так называемым «принципом справедливости». Принцип справедливости налогообложения был сформулирован А. Смитом в книге “Исследование о природе и причинах богатства народов” еще в 1776 г., и тогда он звучал так: “Налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных”.

Читайте так же:  С чего начать раздел совместно нажитого имущества

Прогрессивная шкала подоходного налогообложения применяется в подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран мира. В таблице приведены примеры таких стран и шкалы подоходного налога, установленные в них.

Приведенные в таблице данные наглядно показывают, что ставки НДФЛ значительно варьируются. В России же применяется единая ставка 13 % [1]. В США подоходный налог занимает наибольший удельный вес в структуре доходов государства (40%), и если бы, например, в США использовалась наша плоская шкала налогов, то их государственный бюджет сократился бы, примерно, в 2,5 раза [6].

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога в России на протяжении последних нескольких лет является объектом многочисленных дискуссий. На рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации неоднократно вносились законопроекты, предусматривающие изменения главы 23 НК РФ, в соответствии с которыми было предложено установить определенные ставки по НДФЛ при наличии заработной платы и других доходов физических лиц.

В качестве причин введения прогрессивной шкалы налогообложения депутаты указывали следующие:

необходимость выравнивания доходов граждан и сокращения разрыва в доходах между самыми высоко- и низкооплачиваемыми категориями работающих лиц;

обеспечение принципов социальной справедливости;

увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет;

накопленная положительная мировая практика применения прогрессивных ставок по налогу на доходы физических лиц.

Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в России следует реализовывать постепенно, и представляется целесообразным начать с установления необлагаемого минимума, соответствующего на начальных этапах реформы минимальному размеру оплаты труда (минимальный размер оплаты труда или МРОТ в России — это законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования) официально установленному для соответствующего субъекта. В дальнейшем необлагаемый минимум подлежит увеличению с параллельным установлением прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода [2].

В большинстве экономически развитых стран определен необлагаемый минимум, граждане с низкими доходами в указанных странах чаще всего полностью освобождены от уплаты НДФЛ. В России же вместо необлагаемого минимума предусматриваются налоговые вычеты, величина которых, по сути, намного ниже прожиточного минимума (прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные налоги и сборы), установленного на уровне 6623 руб. и минимального размера оплаты труда, который для России в настоящее время составляет 5205 руб. Величина необлагаемого минимума должна регулярно, не реже раза в год, пересматриваться с учетом инфляционных процессов, протекающих в экономике.

Ставки прогрессии целесообразно устанавливать с учетом статистических данных об уровне заработных плат граждан, проживающих в соответствующих регионах, а также с учетом платежеспособности различных групп налогоплательщиков. Максимальная ставка налога не должна превышать определенный уровень — тот, который не будет побуждать налогоплательщиков к уходу в “тень” и не будет снижать стимулы для получения высоких доходов. Высокие налоговые ставки будут эффективны только тогда, когда уплата налога будет оправданна с точки зрения финансирования государственных расходов, а налоговый контроль будет настолько жестким, чтобы риск, связанный с неуплатой налога, был существенно выше той выгоды, которую получит налогоплательщик, уклоняясь от налогообложения [4].

Реформа должна быть комплексной, подразумевающей не просто переход на новую систему исчисления налога, подлежащего уплате, но также изменение существующей формы налогового администрирования и налогового контроля, введение различного рода льгот, учитывающих персональные особенности налогоплательщиков и, наконец, пересмотр социальных расходов государства.

Многие противники введения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц утверждают, что плоская шкала налога способствовала выводу из “тени” значительного числа работодателей. Однако надо признать, что до настоящего времени проблема все еще не решена, масштабы ухода от уплаты НДФЛ до сих пор достаточно велики.

Немаловажную роль в этой связи играют налоговая дисциплина и налоговая ответственность, которые формируют и укрепляют налоговую культуру общества. Во многих зарубежных странах за совершение налоговых преступлений (правонарушений), в частности по НДФЛ, предусмотрена жесткая ответственность. Например, в Германии жесткость санкций достигается не только использованием уголовного наказания, как тюремного заключения, но и комбинированием штрафных санкций, которые способны вызвать ощутимые материальные последствия для налогоплательщика. Налоговые санкции не должны носить «мягкий характер», так как для некоторых налогоплательщиков страх применения относительно них мер налоговой ответственности является едва ли не самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги.

Чтобы обеспечить эффективное функционирование системы прогрессивного налогообложения, ее нужно дополнить мерами по усилению налогового контроля.

В Италии налог на доходы физических лиц складывается из доходов от земельной собственности, от капитала, от работы по найму, от предпринимательской деятельности и т.д. Все перечисленные данные фиксируются определенными документами специализированными органами власти, например, размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестрами, размер налогов со строений, находящихся в пользовании непосредственного владельца, устанавливается на основе тарифов. Следовательно, несмотря на то, что подоходный налог в Италии налогоплательщики исчисляют самостоятельно, налоговые органы имеют доступ к данным, которые фиксируются другими органами власти, с целью проверки представленных налогоплательщиком данных, в прочем, как и в России. Так как налог на доходы физических лиц в указанных странах занимает значительное место в формировании бюджета, налоговым органам, по средствам данного взаимодействия, необходимо проводить тщательную проверку каждого сомнительного налогоплательщика, например, на факт применения им обоснованного налогового вычета, льгот и т.п.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что все предлагаемые мероприятия по реформированию системы налога на доходы физических лиц Российской Федерации на основе практики применения подоходного налогообложения в зарубежных странах направлены на увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет, обеспечения принципа социальной справедливости, а также содействие устойчивому развитию экономики страны в целом.

Читайте так же:  Получение кадастрового паспорта на гараж в гск

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 652 с.

О прожиточном минимуме в Российской Федерации [Электронный ресурс]: — Правовые ресурсы. — Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/.

Ветрова В.Л. Налог на доходы физических лиц [Текст]: Комментарий к главе 23 НК РФ / В.Л. Ветрова. — М.: Вершина, 2011. — 278 с.

Вылкова Е.С. Концептуальные основы реформирования налога на доходы физических лиц в России [Текст]: монография / Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 212 с.

Кузьменко В.В. Перспективы реализации социальной функции налогов [Текст]: Налоги и налогообложение / В.В. Кузьменко — М.: Финансы и кредит, 2010. — 70 с.

Источник: http://scienceforum.ru/2013/227/6627

Оценка подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах

экономические науки

  • Косякова Алина Владимировна , студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • НАЛОГОВАЯ СТАВКА
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ
  • ДОХОДЫ
  • ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
  • НДФЛ
  • ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
  • УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ

Похожие материалы

На сегодняшний день все чаще возникают споры о необходимости введения прогрессивной шкалы подходного налогообложения в России. Особенно актуальным данный вопрос стал в последнее время.

В первую очередь, это вызвано изменением макроэкономической ситуации, а также нарастающим уровнем недовольства в стране. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо изучить опыт стран, которые в настоящий момент являются лидерами в мировой экономике или могут претендовать на это звание в ближайшем будущем. Главной отличительной особенностью подоходного налогообложения развитых государств является наличие прогрессивной шкалы налогообложения. Это дает возможность не только увеличивать доходы, поступающие в государственную казну, но и стабилизировать уровень социального расслоения, неизбежно присутствующее в любой стране.

На практике, чем выше уровень расслоения, тем сильнее социальная напряженность, и следовательно, тяжелее экономическая ситуация в стране. Именно поэтому введение прогрессивного налогообложения призвано решить сразу несколько задач, а именно:

  • увеличить доходы государственной казны;
  • уменьшить социальную напряженность;
  • нивелировать дифференциацию населения по уровню доходов;
  • перераспределить налоговое бремя с населения, которое имеет низкие доходы, на население, имеющее высокие доходы.

Решение данных вопросов даст возможность государству значительно преуспеть в развитии национальной экономики, поднять заинтересованность населения в результатах своего труда, обеспечит необходимые условия для роста доходов населения, обладающего низким уровнем заработка. Для того чтобы выявить уровень ставок налога и диапазоны доходов, к которым они будут применяться, необходимо рассмотреть международный опыт подоходного налогообложения, что даст возможность определить наиболее приемлемые значения налогообложения в России.

Перераспределение доходов между различными категориями граждан выступает в роли главного показателя определения налоговых ставок, а также нормального функционирования экономики государства (табл. 1).

Таблица 1. Численность населения, занятого в экономике, по странам мира

Численность населения, млн. чел.

Видео (кликните для воспроизведения).

Доля трудоспособного населения, %

Доля занятых в экономике, %

Так как население физически не может потреблять товаров, работ, услуг сверх определенного объема, то свободные средства, которые возникают у малой части населения, не участвуют в экономической деятельности и мобилизируются из страны за рубеж, что негативно влияет на инвестиционный климат страны источника дохода. Подавляющее большинство населения фактически живет в условиях недопотребления (вследствие недостатка денежных средств). Отсюда следует, что обязанность по перераспределению доходов между категориями населения полностью лежит на государстве, и никто кроме государства не может ликвидировать эту задачу. Особенно актуальна эта проблема в условиях непрерывного роста численности населения (ООН прогнозирует рост населения мира к 2050 г. до 9 млрд. чел.).

Неконтролируемая саморегуляция вызывает концентрацию практически всех финансовых ресурсов у небольшой группы людей. В итоге, ни государство, ни «зажиточная» часть общества не понимает тех выгод, которые несут процесс перераспределения финансовых средств, их структурирование и оптимизация. Зарождается явление, при котором в одном секторе экономики имеется избыток притока денежных ресурсов от населения, а в другом наоборот – недостаток. Это способствует усилению несоразмерности экономического развития страны и неизбежно вызывает кризис перепроизводства, поскольку снижается платежеспособный спрос населения. Нельзя не отметить, что эта тенденция в значительной мере проявляется в настоящее время и в мире, и в России. Движение свободных финансовых ресурсов за рубеж (или денежные средства, зачастую оторванные от реального сектора экономики) только усложняет ситуацию. Особенно явно это явление наблюдается в условиях сокращения численности трудоспособного населения. Так, по прогнозам ученых, к 2030 г. в России планируется сокращение трудоспособного населения на 16 млн. чел. Аналогичная ситуация наблюдается в большинстве развитых стран Восточной и Западной Европы. Тем временем в странах Азии прогнозируется рост численности населения до 240 млн. чел. [2]

Так, сокращение численности трудоспособного населения во многих развитых странах и его рост в динамично развивающихся странах влекут за собой смещение центров приложения силы и, следовательно, к изменению перспектив развития промышленности регионов. На сегодняшний день наибольшее число свободных рабочих рук наблюдается в Индии и Китае.

Так, на сегодняшний день указанные страны имеют низкий уровень заработной платы по сравнению с другими странами (табл. 2).

Таблица 2. Размер пособий и уровень заработной платы в разных странах мира.

Средняя заработная плата в месяц в национальной валюте

Средняя заработная плата в год в национальной валюте

Минимальная часовая оплата труда, долл. США

Размер пособия по безработице

25, 40 или 50 % от сред. з/п

В Бразилии размер пособия по безработице равен 510 реалов, или 280 долл. США. При этом величина средней заработной платы равен 1 353,6 BRL (22 054 руб.). А среднедушевой доход находится на уровне 16 414 реалов. За чертой бедности находится около 20 % населения данной страны.

Пособия по безработице в Германии могут составлять 360 евро (минимум), 600 евро (в среднем) и 1 100 евро (максимальный уровень). Ниже черты бедности живут почти 1/6 часть населения государства. В других крупных странах ЕС, заработная плата в среднем составляет 3 000-3 500 евро.

В Индии средняя зарплата в месяц (за вычетом налогов) составляет порядка 535,93 долл. (курс –68,8 рупий за 1 долл. США).

В Китае официальный минимум заработной платы всего всего 1 160 юаней (5 800 руб.). Величина среднедушевого дохода равна 17 174,65 юаней.

Читайте так же:  Зачем писать заявление об отсутствии других наследников

В РФ минимальное пособие по безработице составляет 850 руб., максимальное – 4 900 руб. Среднее пособие по стране составляет 2 500 руб. Официальный прожиточный минимум – 9776 руб. Порядка 26 % населения живет на доходы, равные или ниже прожиточного минимума.

В США около 15,1 % населения проживает за чертой бедности.

Размер минимальной заработной платы в ЮАР колеблется от 200 до 250 рандов в месяц, что эквивалентно примерно 50 долл. США. Пособие по безработице находится в интервале от 38 до 60 % от уровня предыдущей заработной платы.

Величина минимальной заработной платы в Турции составляет около 660 лир, вычитая при этом страховые взносы, работник получит 550 лиры (650 лиры составляет примерно 13 тысяч рублей). Размер средней заработной платы варьируется от 1000 до 5000 лир (20 000 – 100 000 руб.). Размер пенсий колеблется от 700 до 15 000 лир (14 000 – 300 000 руб.). На основе действующего законодательства, необходимо, чтобы во время отсутствия работы, у человека имелись денежные средства (по крайней мере, 600 дней в течение последних трех лет и начисления должны быть непрерывными в течение последних 4-х месяцев). Предлагаемые новые условия содержат в себе предоставление права на получение пособия по безработице, если собраны начисления за 360 дней в течение двух лет, а размер пособия в течение первых 3-х месяцев будет составлять 50% от среднего заработка за последние 12 месяцев, на вторые 3 месяца – 40% и 25% в течение оставшегося срока.

Совершенствование системы подоходного налогообложения играет роль одного из главных элементов реформирования системы налогообложения на современном этапе развития. В данном случае численность населения, которое проживает на территории того или иного государства, является не только источником последующих денежных поступлений в виде подоходного налога, но и существенным критерием развития всего народа и перехода его от одной системы хозяйствования к другой.

Для наиболее полного и точного анализа необходимо рассмотреть налогообложение в различных странах.

В Бразилии обязанность по уплате подоходного налога лежит на всех работающих гражданах, чей годовой доход выходит за определенные рамки, а также его платят и индивидуальные предприниматели.

Нерезиденты уплачивают подоходный налог по плоской ставке, которая составляет 27,5 % на доход, полученный в Бразилии. Помимо этого, предусматриваются различные налоговые вычеты из налогооблагаемых доходов налогоплательщика. В размере 30 % от текущего годового дохода резидента предоставляется максимально возможный размер налогового вычета.

В Германии доходы граждан облагаются по прогрессивной системе налогообложения. Иными словами, с ростом дохода увеличивается размер налога, который подлежит уплате. В 2016 г. налоговые ставки для индивидуума варьировались от 14 до 45 %.

В Индии подоходный налог, так же как и в Германии, взимается по прогрессивной налоговой ставке, которая колеблется в диапазоне от 10 до 30 % с годовых доходов индивидуума, которые получаются в индийских рупиях.

В Китае в 2016 г. подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным и процентным налоговым ставкам (в промежутке от 3 до 45 % в зависимости от уровня заработной платы). Доходы от прочих видов деятельности облагаются по ставкам от 5 до 35 %. Ежемесячный доход в размере 4 000 юаней в налогом не облагается (1 долл. ≈ 6,9 юаня).

В США ставка подоходного налога на сегодняшний день варьируется от 10 до 35%. Ставка подоходного налога зависит от налогового статуса налогоплательщика. Существуют пять категорий налогового статуса: единственный налогоплательщик; женатая пара (регистрация совместной налоговой декларации); женатая пара (регистрация доходов по отдельности); глава хозяйства; одинокие с зависимым ребенком.

Уплата подоходного налога с общего дохода в Турции осуществляется по ставке 15 %, при условии, что общая сумма заработка находится в диапазоне от 0 до 8 800 турецких лир. Если доход превысил 8800 турецких лир, то он будет облагаться уже по ставке 35 %

В России на сегодняшний день используется плоская шкала налогообложения. Основная ставка составляет 13 %, при этом дивиденды, полученные от российских и иностранных источников, облагаются по ставке 9 и 15 % соответственно [1]. Нерезиденты выплачивают налог по ставке 30 % с доходов, которые получены на территории РФ. Налог в размере 35 % взимается с выигрышей, материальной выгоды и прочих аналогичных видов дохода.

На сегодня основными плательщиками НДФЛ являются лица, которые обладают невысокими среднедушевыми доходами. Примерно 20,5 % граждан нашей страны получают доход, не превышающий сумму в 4600 руб. в месяц на душу населения. Порядка 53 % населения обладают среднедушевым доходом в диапазоне от 4600 до 13800 руб. Около 22,5 % населения, называемого «средним классом», получают среднедушевой доход в размере от 13800 до 32200 руб. Оставшиеся 4 % населения имеют среднедушевой доход, превышающий 32200 руб. [2]. Использование прогрессивной системы исчисления подоходного налога даст возможность значительно решить проблему с диспропорциями в налогообложении различных слоев населения, уменьшить социальную напряженность и увеличить объемы поступающих сумм по данному виду налога приблизительно на 2,5 трлн. руб.

На основании проведенного сравнительного анализа подоходного налогообложения в разных странах мира можно сделать следующие выводы:

  • во всех развитых странах с ведущими экономиками мира имеет место прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц, кроме России;
  • налоговые ставки варьируются в промежутке от 0 до 45 %, что дает возможность более дифференцированно облагать доходы, получаемые различными категориями населения;
  • в США представлена наиболее развернутая система подоходного налогообложения. Это проявляется в налогообложении различных групп налогоплательщиков с учетом различных аспектов их жизнедеятельности;
  • в странах БРИКС, кроме России, происходит существенный рост численности населения и увеличение их доходов, что в будущем повлечет за собой увеличение суммы собираемого подоходного налога.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст – М.: АБАК, 2015, – 1056 с.
  2. Лапина, Е.Н. Анализ изменений в налогообложении имущества физических лиц/ Е.Н. Лапина, М.Д. Абакумова // Экономика и социум, 2015. – №3. С. 898-901
  3. Лапина, Е.Н. Налоги и налогообложение в российской федерации. Учебное пособие / Е.Н. Лапина, Л.В. Кулешова. – С.: Седьмое небо, 2011. –с. 128
  4. Лапина, Е.Н. Роль налогов и сборов в формировании доходной части бюджета российской федерации / Е.Н. Лапина // Novainfo, 2016. – №57. С. 231-237
  5. Нация стареет: [Электронный ресурс] // Ладога Кировск, 1978-2017. URL: http://www.ladoga-news.ru/news? >
Читайте так же:  Обязательная доля в наследстве по закону для пенсионеров

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/10658

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Кроме того, налог на доходы физических лиц оказывает сильное влияние на уровень жизни населения, в том числе располагаемый доход граждан, дифференциацию и другие показатели. Поэтому нельзя не отметить его социальную значимость.

Несмотря на постоянное совершенствование налоговой системы Российской Федерации, в области НДФЛ все еще существует ряд проблем и дискуссионных вопросов. К наиболее обсуждаемым вопросам относятся введение в стране прогрессивного налогообложения, необлагаемого минимума и совершенствование сложившейся системы налоговых льгот и вычетов.

В данной ситуации целесообразно обратиться к опыту зарубежных государств.

Одна из самых развитых экономик Европы в Швеции. При этом специалисты отмечают, что это и страна с одними из самых высоких налоговых ставок. Интересующий нас подоходный налог взимается по прогрессивной ставке:

доход до 18 800 крон – облагается по ставке 0%;

доход от 18 800 до 443 300 крон – облагается муниципальным налогом в размере 29-31 % в различных муниципалитетах;

доход от 443 300 до 629 200 крон – помимо муниципального, выплачивается и государственный налог в размере 20 %;

доход свыше 629 200 крон – государственный налог увеличивается до 25% [2].

Отсюда мы видим, во-первых, высокий уровень налоговой нагрузки – максимальная ставка налоговая ставка достигает 56 %, что является значительным недостатком налоговой системы страны, но при этом вполне оправдано. Во-вторых, наличие необлагаемого минимума в размере 18 800 крон. При этом минимальный размер оплаты труда в Швеции составляет около 15 000 крон [2]. В-третьих, процентная ставка налога на доходы физических лиц является прогрессивной, что не только способствует исполнению принципа справедливости налогообложения, но и компенсирует отсутствие поступления в бюджет налогов от граждан с невысокими доходами.

Налоговая система Швеции предусматривает вычеты из налогооблагаемой базы, которые представляют собой затраты на получение дохода, подлежащего налогообложению. Кроме того, взносы граждан на обязательное медицинское страхование и пенсионное обеспечение также могут служить предметом уменьшения налогооблагаемой базы. Персональные вычеты предоставляются только при уплате муниципального налога и зависят от уровня дохода [1, c. 56].

Таким образом, в Швеции не столь широкая система налоговых льгот, но это вполне компенсируется значительными государственными расходами на социальную политику, что обеспечивает поддержку малообеспеченных граждан.

Можно сделать вывод, что система расчета налога в США является достаточно сложной. Однако это обеспечивает необходимый баланс между двумя главными целями: обеспечение стабильного поступления в бюджет значительных средств, с одной стороны, и справедливое налогообложение и перераспределение доходов, с другой.

Так же, на наш взгляд интерес представляет налоговая система Японии. Здесь так же имеет место налогообложение доходов по прогрессивной ставке (ставки от 10% до 50%), определен необлагаемый минимум (только по государственному налогу) [1, c. 57]. Однако в стране существует широкая программа налоговых льгот и вычетов.

Налогооблагаемый доход по каждой категории дохода рассчитывается с учетом разрешенных вычетов, к числу которых (в зависимости от категории дохода) относятся расходы, необходимые для получения дохода (деловые и профессиональные издержки, расходы на получение дополнительного образования, на проезд до места работы и т.п.); расходы на оплату медицинских услуг, страховые взносы и т.п.; фиксированные вычеты (на ребенка, в связи со смертью супруга, стандартный личный вычет в размере 380 000 йен, вычет определенных доходов в виде процентов, дивидендов, пенсионного дохода и т.п.) и другие [2]. Целесообразно сравнить стандартный налоговый вычет с прожиточным минимумом в Японии, который в 2014 г. для мужчины составлял около 200 000 йен, что говорит о социальной значимости вычета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитых странах достаточно развито подоходное налогообложение, и наша страна может использовать этот опыт при совершенствовании собственной налоговой системы, стремясь достичь такого же уровня ее эффективности. Однако в России существует ряд особенностей, не позволяющих слепо копировать зарубежные «клише». Так, введение столь высоких процентных ставок, как в Швеции, скорее приведет не к увеличению поступлений в бюджет и сглаживанию расслоения среди доходов населения, а к сокрытию доходов. Усложнение системы сбора НДФЛ по типу США может привести к столь значительным расходам на налоговое администрирование, что они перекроют дополнительные поступления от налогоплательщиков. А увеличение налоговых вычетов до размеров, схожих с японскими, чревато постоянным дефицитом бюджета.

В связи с этим, целесообразно, на наш взгляд, разработать собственную систему взимания НДФЛ, адаптированную российским условиям. Так, ставка налога должна быть прогрессивной, но разрыв в них должен быть минимальный (от 10% до 20%). При этом максимальной ставкой должны облагаться сверхдоходы. Что касается необлагаемого минимума, его следует установить на уровне близком к размеру 1 МРОТ, но учитывать лишь для доходов в виде заработной платы. Данную систему следует вводить поэтапно, что позволит не просто повысить эффективность налогообложения физических лиц, но и на разных этапах корректировать и дорабатывать отдельные ее фрагменты.

Список литературы:

Едронова В.Н., Телегус А.В. Исторические аспекты развития методологии подоходного налогообложения за рубежом и в России. // Финансы и кредит. – 2015. — №28 (652). – С. 54-66

Изотова И.О. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах: перспективы применения в России. // Бухгалтерский учет, налогообложение, статистика. Налоговое право. – 2011. Электронный ресурс: [режим доступа] http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/21/1269118420/Izotova.pdf. Дата посещения: 28.02.2016

Тарасова Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы. // Финансы и кредит. – 2015. — №42 (666). – С. 54-60

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://scienceforum.ru/2016/1548/25026

Мировая практика подоходного налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here