Несостоятельность рыночной системы и роль государства в этом процессе

Важная информация в статье на тему: "Несостоятельность рыночной системы и роль государства в этом процессе". Узнать самые актуальные данные по теме в 2020 году, а также спросить о нюансах вы можете у дежурного консультанта.

Тема 7. Теория провалов рынка и роль государства в рыночной экономике

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 24 – 26, стр. 664-765

Провал рынка — это неспособность рынка обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов; это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето.

Парето-эффективным называется такое состояние экономики, при котором невозможно изменить производство и распределение таким образом, чтобы благосостояние одного или нескольких субъектов увеличилось без уменьшения благосостояния других.

Состояние экономики называется Парето-эффективным в распределении благ между потребителями, если невозможно перераспределить блага таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей увеличилось без уменьшения благосостояния других. Состояние экономики называют Парето-эффективным в производстве, если невозможно увеличить производство одного или нескольких продуктов, не сокращая производства других.

Разновидности рыночного фиаско:

1.Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

2.Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

3.Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4.Асимметрия информации — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

5.Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей — полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

6.Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле.

7.Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.

Внешние эффекты (экстерналии)

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене.

Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности. Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные внешние эффекты на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс «чистая вода», который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в Парето-неэффективном объеме.

Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма. Решение проблем фиаско рынка государством предполагало, до широкого признания идей Р. Коуза, ведение налогов и субсидий. Для устранения отрицательных экстерналий государство вводит сдерживающий налог или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование. Этот прием называется интернализацией внешних эффектов (от лат. internus — внутренний). Под интернализацией понимается превращение внешнего эффекта во внутренний.

Читайте так же:  Как оформить договор безвозмездной аренды

Представим, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Для интернализации положительных экстерналий государство использует стимулирующие субсидии. Субсидируемый производитель увеличит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.

Экономисты австрийской экономической школы полагают, что фиаско рынка на самом деле не существует и проблема решается с помощью чёткой фиксации прав собственности на те или иные ресурсы. Если права собственности на ресурсы будут четко опреде­лены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свобод­ного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-про­дажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективнос­тью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь уче­ного. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты (экстерналии) могут быть интернализированы (от англ internal — внутренний) при четкой спецификации прав собственности на ре­сурсы и свободном обмене этими правами.Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Проще гово­ря, количество участников переговоров не должно быть слишком вели­ко.

Представьте себе, что вы хотели бы договориться об обмене права­ми на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающи­ми по шоссе возле вашего дома. Трансакционные издержки по проведе­нию таких переговоров окажутся запредельно высокими.

Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку во взаимоисключаемых целях: один — для сброса отходов, другой — для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на ис­пользование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заводов скорректируются: загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенси­руя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эф­фекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных перегово­ров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, пра­ва достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Обратим внимание, что условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма.

Однако, существует категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за высоких издержек такого выявления. Речь идет об общественных товарах и услугах или об общественных благах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/1_115637_tema—teoriya-provalov-rinka-i-rol-gosudarstva-v-rinochnoy-ekonomike.html

Экономика

Несостоятельность рынка и роль государства в экономике

  1. Понятие несостоятельности (провалов) рынка (несовершенство конкуренции, общественные блага, внешние эффекты).
  2. Монополизация рынков и государственная политика.
  3. Общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость чистых общественных благ. Проблема «безбилетника».
  4. Положительные и отрицательные внешние эффекты в производстве и потреблении. Методы решения проблемы внешних эффектов.

Фиаско рынка. Роль государства в рыночной экономике

Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Из многих возможных причин фиаско рынка три заслуживают особого внимания. Это: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция.

Внешние эффекты

Один из типов провалов рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали. Цены должны отражать альтернативную стоимость производства товаров. Однако возникают ситуации, при которых действия агентов на рынке оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на тех, кто не является в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти случаи известны под названием внешние эффекты. Внешние эффектыэто издержки или выгоды от рыночных сделок третьих лиц, не получившие отражения в ценах. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

где MSC – предельные общественные издержки (marginal social cost);

MPC – предельные частные издержки (marginal private cost);

MEC – предельные внешние издержки (marginal external cost).

Отрицательный внешний эффект

Классическим примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска. Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 т бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке E1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам MPC, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. MPC = MSB.

Предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC (см. рис.1).

Читайте так же:  Как развестись с осужденным

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

где MSB – предельные общественные выгоды (marginal social benefit);

MPB – предельные частные издержки (marginal private benefit);

MEB – предельные внешние издержки (marginal external benefit).

Прекрасный пример положительного внешнего эффекта это предоставление высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает оттого, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: MPB = MSC.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2 (см. рис.2).

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

Экономическая роль государства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно распределять ресурсы. Правительство может предпринять ряд шагов для корректировки возникающего внешнего эффекта. Одним из подходов является принятие закона, предписывающего установку на комбинате оборудования, контролирующего уровень загрязнения, что предотвратит загрязнения окружающей среды. Альтернативой этому может стать введение налога.

Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Общественные блага

Общественные блага, как и внешние эффекты, являются примером провалов рынка.

Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неконкурентности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что нельзя исключить из потребления тех, кто отказывается за это благо платить. Чисто общественное благо обладает положительным эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, зайца.

В тех случаях, когда рынок оказывается неспособным обеспечить предложение общественных благ, предполагается вмешательство государства. Примеры общественных благ: национальная оборона, фундаментальные научные исследования и другие.


Источник: http://ozl.mgou.ru/lessons/kurs-obucheniya-po-ekonomike-za-2015-2016-uchebnyj-god/programma-za-2-semestr/nesostoyatelnost-rynka-i-rol-gosudarstva-v-ekonomike/

Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемfdp.hse.perm.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.

2 Цель урока: сформировать представление у учащихся о причинах вмешательства государства в экономическую жизнь.Цель урока: сформировать представление у учащихся о причинах вмешательства государства в экономическую жизнь. Задачи:Задачи: 1. Получить представление о несостоятельности рынка.1. Получить представление о несостоятельности рынка. 2. Изучить возможности монополизации рынков.2. Изучить возможности монополизации рынков. 3. Рассмотреть трудности создания общественных благ на коммерческой основе.3. Рассмотреть трудности создания общественных благ на коммерческой основе. 4. Изучить возникновение внешних эффектов и их затрат.4. Изучить возникновение внешних эффектов и их затрат.

Видео (кликните для воспроизведения).

3 Рыночная система. Каковы основные преимущества рыночной экономики в процессе распределения экономических ресурсов и благ?Каковы основные преимущества рыночной экономики в процессе распределения экономических ресурсов и благ? По средствам ценового механизма конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.По средствам ценового механизма конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Рыночная система диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования экономических ресурсов в производственном процессе и способствует внедрению более эффективных технологий производства.Рыночная система диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования экономических ресурсов в производственном процессе и способствует внедрению более эффективных технологий производства.

4 Несостоятельность ( провалы)рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.Несостоятельность ( провалы)рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Читайте так же:  Правила деления или кто должен платить за кредит в случае развода

5 Причины несостоятельности рынка. Монополизация рынка – ситуация, когда на кого – то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере чем остальные участники этого рынка.Монополизация рынка – ситуация, когда на кого – то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере чем остальные участники этого рынка. Что вы можете сказать о степени монополизации российского рынка?Что вы можете сказать о степени монополизации российского рынка?

6 Причины несостоятельности рынка. Общественные блага – товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые могут быть закреплены в чей – то частной собственности.Общественные блага – товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые могут быть закреплены в чей – то частной собственности. Из представленных товаров и услуг выделите те которые относятся к группе общественных благ:Из представленных товаров и услуг выделите те которые относятся к группе общественных благ: а) Милицейская служба.а) Милицейская служба. б) Служба профилактики эпидемии.б) Служба профилактики эпидемии. в) Ремонт автомобилей.в) Ремонт автомобилей. г) Услуги сотовой связи.г) Услуги сотовой связи.

7 Причины несостоятельности рынка. Внешние ( побочные) эффекты – ущерб ( или выгода) от производства какого либо блага который приходиться нести ( или которую можно получить) людям или фирмам непосредственно не участвующим в купле продаже этого блага.Внешние ( побочные) эффекты – ущерб ( или выгода) от производства какого либо блага который приходиться нести ( или которую можно получить) людям или фирмам непосредственно не участвующим в купле продаже этого блага. Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Приведите примеры отрицательных внешних эффектов.Приведите примеры отрицательных внешних эффектов. Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Приведите примеры положительных внешних эффектов.Приведите примеры положительных внешних эффектов.

8 Причины несостоятельности рынка. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Сама конкуренция заставляет фирму скрывать реальные данные о положении дел.Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Сама конкуренция заставляет фирму скрывать реальные данные о положении дел. Постарайтесь привести пример рынка с отсутствием совершенной информации.Постарайтесь привести пример рынка с отсутствием совершенной информации.

9 Закрепление. Когда монополия заменяет собой конкуренцию?Когда монополия заменяет собой конкуренцию? В чем отличие положительно и отрицательного внешнего эффекта?В чем отличие положительно и отрицательного внешнего эффекта? Как называется благо которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от товара, платят за него или нет?Как называется благо которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от товара, платят за него или нет?

10 Закрепление. Какой внешний эффект является результатом деятельности владельца дома, устроившего в своем палисаднике красивый цветник? Из курса Экономическая география России приведите пример продукции которая выпускается на одном предприятии в стране? Из курса Экономическая география России приведите пример продукции которая выпускается на одном предприятии в стране?

11 Домашнее задание. Базовый учебник. Глава 2.параграф 2.5; Глава 7.параграф 7.6.Базовый учебник. Глава 2.параграф 2.5; Глава 7.параграф 7.6. Написать эссе. Возможные варианты вопросов для эссе.Написать эссе. Возможные варианты вопросов для эссе. 1. Объясните, почему вы согласны или не согласны с утверждением, что в экологической сфере должен быть регулируемый рынок. 1. Объясните, почему вы согласны или не согласны с утверждением, что в экологической сфере должен быть регулируемый рынок. 2. Опишите ситуацию, в которой иллюстрирует инертность рыночных отношений к внедрению экологически безлопастных технологий. 2. Опишите ситуацию, в которой иллюстрирует инертность рыночных отношений к внедрению экологически безлопастных технологий. 3. Каковы главные причины несостоятельности рынка природопользования. 3. Каковы главные причины несостоятельности рынка природопользования.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/409229/

Несостоятельность рыночной системы и роль государства в этом процессе

Рынок является мощным фактором в росте экономики. Также достаточно влиятельный катализатор начала спада экономики и возникновения в обществе социальных конфликтных ситуаций. В современной рыночной экономики наблюдается несостоятельность рынка, неверное распределение доходной части и собственности.

Ряд экономистов думают, что рыночной экономике лучше быть саморегулирующейся за счет постоянных колебаний спроса и предложения. Ряд других имеют мнение, что государство в нужные периоды времени должно “присутствовать” в рыночных процессах, стимулируя процессы в развитии. Как раз экономисты со вторым мнением и используют такое понятие, как случаи несостоятельности рынка. В статье будем разбирать несостоятельность рынка, причины и формы проявления.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Как проявляется несостоятельность — основные понятия и причины

Компании, которые ведут неэффективную деятельность, подвергаются краху, не выдерживая жесткой конкуренции. Те фирмы, что совершенствуют производство, изготавливают качественный товар, процветают. Как результат возникновение большого числа монополий, которые и диктуют условия, ценовую политику. Цена продукции ими повышается непропорционально уровня заработной платы. Как результат отсутствие мотивирующих факторов в развитии технологических процессов. Для монополий больше нет конкурентов.

Несостоятельность рынка может заключаться в положении, когда он на какой-то стадии развития не может настроить процесс в верном и эффективном распределении ресурсов для лучшего их использования и продуктивности в производстве.

Читайте так же:  Условия автокредита в совкомбанк

Что влияет на снижение платежеспособности:

  • отсутствие существования конкуренции, что связано с небольшим количеством производителей товаров. Поэтому последние серьезно влияют на ценовую политику услуг и продукции;
  • малое количество правдивой информации о реализуемых товарах и услугах, что предоставляются со стороны производителя-продавца. Это способствует снижению компетентности покупателя и не предоставляет возможным сделать ими верный выбор;
  • дефицит рынков — потребитель не может пользоваться нужными благами не смотря на условие, что цена их производства на порядок ниже их стоимости;
  • проблемы в законодательстве относительно собственности и, как результат этой недоработки, нет обеспечения в полной мере прав владения, пользования и распоряжения;
  • проявления частых разбежностей между социальной объективностью и экономического результата из-за разбежности между процессами в потреблении и производстве.

Уменьшение уровня платежеспособности проявляется во внешних эффектах и несостоятельности рынка. Когда одно благо производит негативное влияние на выпуск или потребление иного блага.

Имеются разновидности краха рынка и заключаются они в следующем:

  1. Не имеется возможности в отображении полной цены производства продукции.
  2. Огромное количество монопольных предприятий.
  3. Малый объем благ для общества, таких как библиотеки, медицины, городского транспорта и иных.
  4. Отсутствие возможности регулировать инфляцию.
  5. Отсутствие возможности в обеспечении всех желающих граждан рабочими местами.

Роль государства в несостоятельности рынка

С целью сократить влияние отрицательных моментов на экономику и улучшить ее развитие, государство может регулировать процессы в ней:

  • обложив налогом определенные виды деятельности;
  • принимать нужные законы, для урегулирования отношений между разными составляющими рынка;
  • самостоятельно осуществлять приобретение разной продукции или же услуг;
  • проводить финансовую поддержку незащищенным слоям населения, таким как пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://gidbankrot.ru/baza-znaniy/nesostoyatelnost-rynka

Раздел VII. Несостоятельность рынка и государственное регулирование.

«Для демократии характерно

периодически возникающее подозрение:

действительно ли более чем половина

людей права более половины времени».

Случаи несостоятельности рынка («ошибки рынка»). Понятие государства в экономической теории. Несостоятельность государства («ошибки государства»).

Государственный механизм и принятие общественных решений. Экономическая теория политики.

Несостоятельность рынка. Рынок всемогущ там, где деньги ясно и полно выражают интересы тех, кто прямо получает выгоды от обмена. Только в этом случае рыночное равновесие означает и наилучшую ситуацию для общества в целом. К сожалению, это далеко не всегда так.

Даже самые активные сторонники рыночной экономики признают, что рынки далеко не всегда функционируют безупречно. Такие ситуации на рынках получили название случаев несостоятельности рынка или “ошибок рынка”.

Несостоятельность рынка (ошибки рынка) представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

К числу основных случаев несостоятельности рынка относят:

монополии и другие случаи недостаточной конкуренции,

обмен в условиях несовершенной информации.

В этих ситуациях в работе рынка происходят сбои, приводящие к неэффективному распределению ресурсов.

Государство по тем или иным причинам присутствует на всех рынках товаров и услуг. Хотя бы путем взимания налогов. В случаях несостоятельности рынка вмешательство государства в процессы функционирования рынка даже сторонники полной свободы предпринимательства считают необходимым. Что происходит в этом случае? Почему государство это делает? Всегда ли оно достигает нужного эффекта? Что нужно оставить рынку, а какие задачи должно решать государство? На этот вопрос трудно ответить, пока мы не определили, что понимается под рынком и государством. Если понятие рынка нам уже известно, то с государством, как его понимают современные экономисты, еще предстоит познакомиться.

Экономическая наука государством называет совокупность государственных институтов, то есть организаций, законов и правил государственного регулирования.

Основное, что довольно легко усваивается у нас в России — это то, что все принадлежащее государству управляется чиновниками. Они тоже люди, со всеми их положительными и отрицательными чертами. Депутат думы или министр, заявляющий, что все его помыслы и действия направлены общественным интересом, в действительности в лучшем случае руководствуется своим личным представлением об общественном благе. Но его представления и действительные общественные предпочтения, если бы их кто-либо знал, это «две большие разницы”. Политические деятели, быть может, меньше, чем руководители частных фирм, заинтересованы в максимизации своего дохода, но почти наверняка они больше заинтересованы в приобретении престижа и власти. Рынок часто называют конкурентным, как бы имея в виду, что сфера общественных интересов неконкурентна. Как бы не так. Здесь конкуренция не менее острая, но правила игры иные.

Иногда рынки работают не идеально по причине неэффективного государственного вмешательства. В таких случаях говорят об «ошибках государства«, которые не нужно путать с обычной некомпетентностью.

Несостоятельность государства («ошибки государства») представляет собой ситуацию, при которой государство оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

В настоящем разделе мы рассмотрим объекты общественных и государственных забот (что в общем случае не одно и то же) на микроуровне и рекомендуемые решения, а затем общие подходы достижения этих решений.

Некоторые вопросы уже были рассмотрены ранее. Проблемы недостаточной конкуренции — это в основном проблема монополий, хотя и иные ситуации рыночной власти могут потребовать вмешательства со стороны государства. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разделе 4. Обмен в условиях несовершенной информации частично анализировался в главе 6. Все, что на нашем уровне представления материала нужно знать по этому вопросу, — это то, что государство должно содействовать информационной открытости на товарных рынках взвешивая маржинальные общественные выгоды и затраты.

Читайте так же:  Дебетовые карты банка втб 24

Государственный механизм и принятие общественных решений.

Экономическая теория пытается объяснить функционирование общества, исходя из предпосылки, что все участники преследуют свои собственные цели и стараются при этом действовать рационально. Условие успеха заключается и в экономике, и в политике в расширении тех видов деятельности, где предельная выгода превышает предельные затраты. Экономисты не считают, что к издержкам и выгодам относятся только деньги и материальные блага. Конечно, подсчитать издержки и выгоды часто невозможно, но этого и не требуется для объяснения политических решений. За исследования в этой области присудили нобелевскую премию 1986-го года лидеру этого направления Джеймсу Бъюкенену (США). Вместе с тем, проникновение экономического подхода в другие общественные науки ни в коем случае нельзя понимать как подмену их экономической наукой.

Бъюкенен считал, что принципы взаимодействия в обществе, которые управляют производством колбасы и предоставлением услуг Центрального банка не слишком отличаются, хотя на первый взгляд эти принципы несовместимы. Есть правда вопрос, в котором государство отличается от других игроков на рынке. Спецификой государства является возможность использования отрицательных стимулов, таких как штрафы, уголовное преследование. В остальных случаях особой разницы между фирмой и государством нет. Государство, как и частные фирмы, производит товары и услуги. Для этого государству надо приобретать на рынках факторов производственные ресурсы. Поэтому оно наравне с фирмами участвует в конкуренции за ресурсы, хотя и имеет где-то преимущества, а где-то находится в невыгодных условиях.

Такой подход стимулирует исследование условий наиболее эффективного государственного участия в каждом конкретном случае. Приходится выбирать между «несостоятельностью государства» и «несостоятельностью рынка».

Государство — это машина для принуждения. Так справедливо считали мыслители, начиная с Платона и Аристотеля и до наших дней. Но с течением времени люди все больше уделяют внимание не принуждению, а стимулированию и убеждению. Принуждать — значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора. Убеждать — значит склонять людей к совместной деятельности, расширяя свободу их выбора. Наиболее распространенный случай убеждения — это акт купли-продажи. Вместе с тем, очевидно, что без принуждения в современном мире не обойтись. Но вот где эффективнее принуждение, а где — убеждение, вот в чем вопрос. Общее правило таково: чем более богатое общество, чем больше в нем возможности выбора, тем больше этими возможностями можно пользоваться для убеждения.

Установившийся шаблон деловых операций уменьшает транзакционные издержки, сводя их к привычной практике и, таким образом, позволяя всем участникам извлечь из процесса обмена большую чистую выгоду.

Государство можно рассматривать как инструмент, служащий для уменьшения транзакционных издержек посредством использования принуждения и формирования условий конкуренции.

Может ли экономическая теория сказать насколько велика вероятность, что государственные действия будут основываться на беспристрастных суждениях и на достаточной информации? К сожалению, нет.

Экономическая теория политики (теория общественного выбора) основана на принципах, разработанных шведским экономистом Кнутом Викселем в диссертации «Исследование по теории финансов» (1896 г.). В современной экономической теории эти принципы развиты Джеймсом Бъюкененом, получившем за это Нобелевскую премию в 1986 году.

Суть современной теории общественного выбора заключается в объяснении политического и экономического поведения на единой основе ограниченности и выбора, основанного на сопоставлении выгод и затрат. Основным ее результатом явилась целая конституция экономической политики. Главные ее положения могут быть представлены цитатами из трудов К. Викселя и Дж. Бьюкенена:

Единственным критерием справедливости государственных решений в области экономической политики является их соответствие «общественному договору» или гражданскому согласию.

Приносят ли общественные блага большие преимущества гражданам, расходующим на них свои средства, — об этом никто не вправе судить, кроме самих граждан.

Нельзя голосовать за программу государственных расходов, если нет общего согласия по вопросу о средствах их покрытия.

Вопиющей несправедливостью является принуждение людей к уплате налогов, которые потом затрачиваются на деятельность, не соответствующую интересам налогоплательщиков или даже противоречащую им.

Важнейшим мотивом поведения политического деятеля является стремление к личному обогащению, хотя это не всегда подтверждается на практике. Депутаты заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, что и их избиратели.

Политика как обмен отличается от обычного поведения покупателя и продавца на товарном рынке. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда. Методы анализа рыночного поведения можно применить к исследованию любой сферы деятельности, где человек делает выбор. Основное различие между рынком и политической системой заключается не в отличающихся типах ценностей и интересов людей, а в условиях, в которых они исповедают свои многообразные убеждения.

Таким образом, представляется возможным дать оценку самой политической системе независимо от результатов ее функционирования. Для этого нужно определить, в какой мере правила реализации государственных решений соответствуют уникальному правилу единодушия, гарантирующему эффективность политического обмена. Если признать, что искомым критерием оценки является эффективность, то это означает, что степень улучшения политической системы обусловлена тем, насколько полно воплощается в жизнь принцип единодушия.

Подход Викселя нацелен на реформу правил игры, что в целом соответствует интересам всех игроков, а не на улучшение стратегий отдельных участников при неизменных правилах игры. Он неосознанно расширил свой анализ до уровня конституционного выбора, то есть выбора правил, регламентирующих деятельность государства. Эти правила игры понемногу приживаются на российской политической сцене.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/1059462/

Несостоятельность рыночной системы и роль государства в этом процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here