Практика принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке

Важная информация в статье на тему: "Практика принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке". Узнать самые актуальные данные по теме в 2020 году, а также спросить о нюансах вы можете у дежурного консультанта.

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». – Ред.], могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Читайте так же:  Доля наследства жены после смерти мужа

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Источник: http://www.garant.ru/article/621824/

Изъятие неиспользуемого земельного участка

Главная » Земля » Изъятие неиспользуемого земельного участка

На сегодняшний день тема изъятия наделов у владельцев, которые не эксплуатируют участки надлежащим образом, весьма актуальна, хотя действие законодательных положений, разрешающих изъятие земель, началось еще в 2010 году. Является ли это поводом для беспокойства землевладельцев?

Читайте так же:  Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве

Могут ли изъять неиспользуемый земельный участок

Владельцы любых земельных участков по общему правилу наделяются как правами, так и обязанностями, которые предусматривает Земельный кодекс РФ. Согласно статье 42 указанного кодекса, собственники землевладений с любыми целевыми категориями должны эксплуатировать их с учетом установленного законодателем назначения.

При несоблюдении предписаний, установленных федеральным земельным законодательством, местной администрации предоставляется право на изъятие надела. При этом утратить имущество может как землепользователь, так и землевладелец.

Исходя из конкретных обстоятельств изъятия землевладения, указанная процедура инициируется федеральными или муниципальными органами власти. Иногда допускается ускоренное изъятие, не требующее рассмотрения в судебном заседании.

Процедура изъятия неиспользуемого земельного участка

В целях обнаружения совершаемых нарушений в сфере землепользования, Федеральной кадастровой службой и ее территориальными подразделениями проводятся плановые и внеплановые административные обследования участков земли. В последнее время для этого все чаще используется современная техника, при помощи которой проводятся различные мероприятия, например, аэрофотосъемка.

По итогам процедуры происходит подготовка соответствующего акта. При обнаружении нарушений, компетентным органом выдается предписание для владельца об их устранении. В то же время, гражданин привлекается к административной ответственности в виде штрафа за нарушение правил пользования землей, который составляет 0,3 — 0,5% от оценки надела по кадастру, при этом его минимальный размер равен 3000 рублей.

Когда устранение нарушения, сроки которого зафиксированы актом (как правило, для этого отводится месяц), так и не произошло, соответствующие государственные либо муниципальные органы повторно назначают штраф.

В таких случаях, он может составить от 10000 до 20000 рублей. Если после обозначенной процедуры предписания закона так и не исполнены, работниками службы по земельному надзору направляется обращение к Правительству РФ, которое правомочно передать дело в судебную инстанцию для последующего изъятия и отчуждения надела посредством публичных торгов.

В целом, процедура изъятия происходит в таком порядке:

  • уполномоченным органом, осуществляющим государственный земельный контроль, производится проверка участков, оформленных в собственность либо предоставленных для ведения сельского хозяйства, ИЖС и тому подобное;
  • по итогам проверки гражданину, который не эксплуатирует землевладение должным образом, выносится предписание, с указанием необходимости устранения нарушений и уплаты предусмотренного законодателем штрафа;
  • по окончании временного интервала, отведенного соответствующим предписанием, происходит еще одна проверка. В случае неисполнения нарушителем предъявленных требований, местными органами власти подготавливается и подается судебный иск;
  • при удовлетворении судом заявленных в исковом заявлении требований, надел изымают у безответственного лица и продают на публичных торгах.

Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования.

Об изъятии земельного участка у собственника читайте тут.

В десятидневный срок с того момента, когда решение суда об изъятии надела вступило в законную силу, исполнительными органами подается обращение в отделение Росреестра, с целью регистрации прекращения права на недвижимость. Помимо сказанного, в течение семи дней, об этом извещается налоговая служба.

В течение полугода с того момента, как судебное решение о реквизиции вступило в законную силу, местными властями организуется проведение кадастровых работ (если это необходимо) и публичных торгов. Если торги признают несостоявшимися, участок в двухмесячный период может получить государство или муниципальное образование (за начальную цену).

Помните, что если вы не согласны с решением, предусматривающим изъятие земли, уполномоченным органам предоставляется право на обращение в судебную инстанцию о принудительном отчуждении участка.

Ввиду того, что процесс сбора требуемой документации для изъятия надела является довольно непростым и продолжительным, принудительное отчуждение землевладений происходит нечасто. При этом, законодательством совершенствуется существующая нормативная база, а данные практики свидетельствуют о необходимости указанной процедуры.

Признаки неиспользования земельных участков

Согласно статье 284 Гражданского кодекса РФ, принадлежащую по праву собственности землю могут изъять в том случае, если вы не используете ее более трех лет, либо используете недолжным образом (нарушая правила о целевом использовании, совершая действия, порождающие понижение уровня экологии и прочие негативные последствия).

В обозначенный промежуток не включается срок освоения землевладения, а также время, в течение которого использование надела не представлялось возможным ввиду чрезвычайных обстоятельств, аварийных ситуаций и других факторов, ограничивающих возможность осуществления землепользования в полной мере.

Ненадлежащая эксплуатация землевладения определяется по определенным показателям, которые содержит специальный Перечень, утвержденный постановлением Правительства в 2012 году.

Это может быть:

  • обилие сорняков (если они занимают больше 30% от размера надела);
  • неисполнение мероприятий по возделыванию земли и сбору урожая;
  • множество кустарников на территории, болот, деревьев и прочее.

Компенсация при изъятии неиспользуемого земельного участка

В силу того, что землевладения изымаются посредством отчуждения на публичных торгах, полученные в результате деньги, предназначаются продавцу, то есть землевладельцу, у которого изъят конкретный объект недвижимости.

Применение другого способа в подобных обстоятельствах предполагает наличие специального предписания федерального законодательства о том, что вырученные в результате отчуждения финансы, подлежат взысканию в пользу государства или определенного муниципального образования.

Ответственность в таких ситуациях состоит не в изымании у безответственного владельца земли стоимости данного объекта, а в лишении правомочия пользования участком, предоставлении возможности выкупа его другим лицом, которое выражает большую заинтересованность в целесообразной эксплуатации надела.

Однако в некоторых случаях законодателем предусмотрена обязанность возмещения землевладельцу стоимости забираемого участка при ненадлежащей его эксплуатации.

Финансы, полученные в результате проведения аукциона кроме затрат на организацию торгов), подлежат передаче собственнику. Это означает, что вырученная сумма выступает в качестве компенсации за изъятие имущества, даже если оно эксплуатировалось недолжным образом.

Источник: http://uropora.ru/zemlya/izyatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika-v-svyazi-s-neispolzovaniem.html

Изъятие земельного участка по решению суда и при ненадлежащем использовании

Изъятие земельного участка по решению суда

Читайте так же:  Льгoты нa oплaтy жkх mнoгoдeтныm cemьяm
Видео (кликните для воспроизведения).

Земельный участок может быть изъят принудительно по решению суда :

  1. с возмещением — для государственных или муниципальных нужд, е сли правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии (ст. 282 ГК РФ);
  2. безвозмездно — в виде санкции за совершение преступления (конфискация) (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ).

Иск о принудит ельном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:

  • с роки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Временное изъятие земельного участка (реквизиция)

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ).

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику

    • возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или
    • по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке (ст. 242 ГК РФ).

Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Ст. 286 ГК РФ определяет, что порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования установлен земельным законодательством, причем:

  1. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
  2. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, установлен ст. 54 ЗК РФ.

Ненадлежащее использование земельного участка ( ст. 45 ЗК РФ):

    • использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • порча земель;
    • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
    • невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет , если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование .

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным выше, осуществляется на основании:

    1. вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания);
    2. решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка), предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений),.

Об административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения данных материалов направляет в суд требование об изъятии земельного участка или принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/izyatie-zemelnogo-uchastka-po-resheniiu-suda-i-pri-nenadlezhaschem-ispolzovanii

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: основания, порядок, условия

Земельное законодательство определяет следующие виды изъятия земельных участков:

    1. и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
    2. изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования;
    3. конфискация (безвозмездное изъятие за совершенное правонарушение);
    4. реквизиция (при чрезвычайных обстоятельствах).

Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществл яется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

Читайте так же:  Как правильно заполнить претензию

1) выполнением международных договоров РФ;

2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
  • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

П. 10 ст. 32 Жилищного кодека Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

П. 9,10 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

Ст. 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в с т. 282 ГК РФ вводится уточнение: «Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

ИМХО: Введение в ГК РФ ст. 282 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ противоречит ст. 8 Конституции РФ, нарушая принцип равной защиты всех форм собственности в РФ: ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права подать иск о принудительном изъятии земельного участка у государства или муниципалитета, даже в случае его нецелевого использования.

При этом з а земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). С роки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

  1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
  2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
  3. органы местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

    • по их собственной инициативе ;
    • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

  1. организации , имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» );
  2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка :
    • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
    • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств — полностью или частично);
  3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ходатайство об изъятии земельного участка:

  1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
  2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

  1. данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;
  2. заявитель не является правомочным лицом (предусмотренным п. 1-3 ст. 56.4 ЗК РФ);
  3. не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;
  4. ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует установленным требованиям.
Читайте так же:  Залог недвижимости — ипотека

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 56.3 ЗК РФ, и включают:

Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/izyatie-zemelnich-uchastkov-dlya-gosudarstvennich-i-munitsipalnich-nuzhd-osnovaniya-poryadok-usloviya

Изъятие земельного участка у собственника

Главная » Земля » Изъятие земельного участка у собственника

Все земли, расположенные в РФ разделены по принципу целевого использования (сельскохозяйственные, участки, предназначенные для возведения индивидуальных построек и т. д.). Целевая классификация принята исходя из особенностей местности, где размещена территория, качественных характеристик почвы, близости объектов социального назначения.

Особо ценными и подлежащими государственной защите являются угодья, предназначенные для ведения сельского хозяйства. В связи с чем, органы государственной власти разработали определенные требования, касающиеся обязательного использования сельскохозяйственных земель. В случае нарушения условий по возделыванию угодий, государство оставляет за собой право изъять невостребованные земли.

Могут ли изъять землю, которая в собственности

Причины изъятия и ограничения оборота земельных участков предусмотрены нормами гражданского и земельного законодательства. Исходя из оснований, послуживших причинами для изъятия, финансовые потери владельца участка могут быть компенсированы. В отдельных случаях земли изымаются без предоставления выплат.

Решения о принудительном изъятии принимаются только в рамках судебных заседаний. Государственный орган не вправе провести эту процедуру самостоятельно.

Действующим законодательством предусмотрены 2 способа изъятия земель:

  • с предоставлением компенсационных выплат (подобные решения принимаются в тех случаях, когда земли изымаются для нужд государственного или муниципального характера);
  • без предоставления компенсаций (если собственником участка были нарушены требования по его использованию).

Инициирует вопрос об изъятии сельскохозяйственного надела уполномоченный орган, в ведении которого находятся данные территории. Подобные ситуации рассматриваются на основании искового заявления заинтересованного государственного органа. Законодательство устанавливает ограничения на инициирование процедуры изъятия в том случае, если гражданин владеет оспариваемым наделом менее 90 дней.

Если суд принимает во внимание позицию службы, контролирующей оборот земель, то в решении указывается период времени, когда необходимо произвести изъятие, объем денежных выплат, компенсирующих издержки собственника, порядок перехода прав на оспариваемый участок. Если судом принято решение отказать в предоставлении компенсационных выплат собственнику надела, это также должно отражаться в решении.

В каких случаях могут изъять земельный участок, находящийся в собственности

Отобрать земельный надел государственные органы вправе только при наличии веских оснований в рамках действующего законодательства. Процедура изъятия может отличаться в зависимости от характера прав пользователя участка.

Правовые основания на использование земельных угодий:

  • право собственности (наличие свидетельства, договора купли-продажи и т. д.);
  • право безвозмездного срочного пользования;
  • право пользования земельным наделом неограниченный срок;
  • в рамках договора аренды;
  • в результате установления сервитута (права ограниченного использования).

Из представленных правовых оснований возможность распоряжения имуществом дает только право частной собственности. Все остальные виды оснований относятся к категориям ограниченных прав.

Процедура изъятия может быть применена как к землям, находящимся в собственности, так и к участкам, пользователи которых ограничены в правах.

Основания для принудительного перехода земельного участка в собственность государства следующие:

Бесплатная консультация юриста по земельным вопросам.

Как оформить землю в собственность, читайте тут.

Предоставление денежных выплат со стороны государственных органов за изъятие участка у собственника, возможно только в случае перехода прав на землю в целях государственной необходимости. В большинстве случаев, в этой ситуации собственник сам вправе назвать цену, за которую он готов уступить свои права.

В отдельных случаях, уполномоченный орган устанавливает цену участка самостоятельно, расчет ведется исходя из рыночной стоимости земель конкретной местности. При изъятии земель в государственных целях, владелец участка, как правило, не несет никаких убытков.

Изъятие наделов по причине недобросовестного использования происходит не только при наличии вины собственника, но и в случаях нарушений, совершенных в результате незнания свойств почвы, некомпетентности в вопросах посева сельскохозяйственных культур (использование опасных для экологической обстановки удобрений, бездействие, повлекшее за собой гибель урожая, заражение почвы и т. д.).

Участок, отобранный у владельца, передается в ведение муниципального органа, ответственного за оборот земель. Дальнейшая судьба надела решается уполномоченным органом, в компетенцию которого входит передача земли другому гражданину или организации на праве собственности, срочного или бессрочного использования.

Новым хозяином участка должен строго соблюдаться целевой характер земельных угодий, в противном случае его постигнет та же участь, что и прежнего владельца, участок будет отобран в пользу государства.

Если надел передается на основании договора аренды, то при нарушении правил целевого использования, данный договор будет расторгнут в досрочном порядке.

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Механизм изъятия земель сельскохозяйственного назначения следующий:

На основании принятого решения органом государственной власти муниципального уровня разрабатывается и утверждается постановление о необходимости отчуждения земельного надела у собственника.

В постановлении в обязательном порядке указываются данные владельца (ФИО, контактная информация, паспортные данные), причины, послужившие изъятию земли, основания, на которых базируется данное решения (акт комиссии по землепользованию, экспертное заключение, результаты проб состава почвы и т. д.), а также точные характеристики земельного надела (местонахождение, размер, целевое предназначение и т. д.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://uropora.ru/zemlya/zemelnyj-uchastok-mozhet-byt-bezvozmezdno-izyat-u-ego-sobstvennika.html

Практика принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here