Уголовно исполнительное право лекции

Важная информация в статье на тему: "Уголовно исполнительное право лекции". Узнать самые актуальные данные по теме в 2020 году, а также спросить о нюансах вы можете у дежурного консультанта.

Уголовно исполнительное право лекции

В.Т. Батычко
Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Конспект лекций по уголовно-исполнительному праву подготовлен с целью оказания помощи слушателям в изучении данного предмета. Автор не стремился к подробному рассмотрению всех изучаемых вопросов. Некоторые вопросы, по мнению автора представляющие интерес в изучении, рассматриваются в нем более подробно, другие, не представляющие сложности – рассматриваются кратко. Уделяя внимание истории развития уголовно-исполнительного права в России, автор преследовал цель информационного характера, т.к. данный вопрос в юридической литературе освещен слабо.

В то же время курс лекций составлен с учетом требований, предъявляемых к высшему юридическому образованию. В нем имеется необходимый минимум информации, который должны усвоить слушатели.

Для более полного изучения уголовно-исполнительного права необходимо обратится также к другим источникам, список которых прилагается в конце курса.

За последние годы произошли коренные изменения не только в нормативной базе, но и в практике исполнения уголовных наказаний. Данный конспект лекций переработан и в него внесены изменения в соответствии с действующим законодательством на 10.01 2007 года.

Данная электронная книга разработана на основе следующего пособия:
Батычко В.Т. Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право». Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Тема 7: Уголовно-исполнительное право ведущих зарубежных стран.
7.1. Пенитенциарная система Швейцарии

Источник: http://netprava.ru/ek/b23/

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.3. Уголовно-исполнительное законодательство

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью уголовно-исполнительного законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права. Соответственно, под источниками уголовно-исполнительного законодательства необходимо понимать систему законов и подзаконных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и иных мер уголовно-правового характера.

Среди источников права особое место занимают международные договоры. В ч..4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Это положение отражает требования Конституции, устанавливая, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

Подобное положение содержит и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в ст. 3 которого сказано, что если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской федерации, то применяются правила международного договора. Такое приоритетное положение имеют общепризнанные принципы и нормы международного права, к числу которых относятся защита от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. К важнейшим из них относятся:

— Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

— Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г.;

— Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

— Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г.;

— Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 г.;

— Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорён к смертной казни 1984 г.;

— Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;

— Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.;

— правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.

Основополагающим законом является Конституция Российской Федерации. Помимо того, что Конституция РФ является базой для всего законодательства Российской федерации, она содержит и нормы, прямо регламентирующие уголовно-исполнительные правоотношения. Конституция РФ впервые закрепила приоритет прав и свобод человека и гражданина, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (ст. 2). В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Эти положения полностью распространяются на лиц, отбывающих уголовные наказания. Поэтому с точки зрения источников уголовно-исполнительного права первостепенное значение имеют конституционные нормы, закрепляющие права и свободы осужденных как граждан России.

Для развития правового положения осужденных как граждан России необходимы юридические гарантии, определённые в ст. 45-54 Конституции РФ, которые обеспечивают реализацию прав и свобод осужденных – это судебная защита, международно-правовая защита, получение квалифицированной юридической помощи; запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление и придание обратной силы закону, отягчающему ответственность за совершённое преступление; право на пересмотр приговора, на просьбу о помиловании или смягчении наказания; гарантии при отправлении правосудия по новому уголовному делу (презумпция невиновности, рассмотрение дела судом присяжных, освобождение от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников); право на компенсацию причинённого ущерба вследствие злоупотребления властью и возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Конституция РФ устанавливает основные обязанности осужденных как граждан России, в частности, платить законно установленные налоги (ст. 57) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Читайте так же:  Если происходит перерасход квоты по электроэнергии в месяц, то оплата берется в двойном размере

Помимо норм Конституции РФ, закрепляющих правовое положение осужденных, при определении системы источников уголовно-исполнительного права большое значение имеет конституционное положение (п. «о» ст. 71), согласно которому уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской федерации. Это обусловлено как важностью регулируемых этим законодательством общественных отношений, их предназначением в деле обеспечения внутренней политики государства, так и заинтересованностью всех субъектов РФ и государства в целом в принципиально едином правовом пространстве в сфере уголовной политики, в едином порядке исполнения уголовных наказаний на всей территории страны. Из смысла данной статьи следует, что принятие законодательных актов в сфере исполнения уголовных наказаний возлагается только на федеральные органы государственной власти, перечисленные в ст. 11 Конституции РФ, а именно на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и государственную Думу), Правительство РФ, а их реализация – на Министерство юстиции России и его Уголовно-исполнительную систему. Рассмотренные положения исключают возможность издания субъектами РФ основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 8 разделов, 24 главы и 192 статьи (13 из них утратили силу в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 08.12.2003 г)[3].

Общая часть включает в себя один раздел – Основные положения Уголовно-исполнительного законодательства РФ, состоящий из трёх глав: Общие положения (9 статей); Правовое положение осужденных (6 статей); Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью (9 статей).

Особенная часть состоит из 7 разделов и 21 главы, которые систематизированы, как правило, в зависимости от регулирования исполнения того или иного наказания.

Раздел II – Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, — подразделяется на шесть глав: Исполнение наказания в виде обязательных работ (6 статей); Исполнение наказаний в виде штрафа (2 статьи); Исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (6 статей); Исполнение наказания в виде исправительных работ (6 статей[4]); исполнение наказания в виде ограничения свободы (14 статей); Исполнение дополнительных видов наказаний (1 статья[5]).

Раздел III – исполнения наказания в виде ареста – состоит из одноименной главы, включающей в себя 5 статей.

Раздел IV- Исполнение наказания в виде лишения свободы – самый объёмный, включает в себя семь глав: Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы (11 статей); Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения (5 статей); Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях (16 статей); Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы (6 статей); Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы (11 статей); исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов (12 статей); Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях (11 статей).

Раздел V – Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих – состоит из трёх глав: исполнение наказания в виде ограничения по военной службе (6 статей); Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих (6 статей); Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части (17 статей).

Раздел VI – Освобождение от отбывания наказания, и контроль за ними – включает в себя две главы: Основания освобождения от отбывания наказания (8 статей); Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними (4 статьи).

Раздел VII – Исполнение наказания в виде смертной казни – состоит из одноимённой главы, включающей в себя 3 статьи.

Раздел VIII – Контроль за условно осужденными – состоит из одной главы: осуществление контроля за поведением условно осужденных (4 статьи).

Другими федеральными законами, составляющими уголовно-исполнительное законодательство, являются: Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 8 января 1997 года, Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года и другие.

Среди иных законов можно еще назвать и те, которые непосредственно не регулируют исполнение наказаний, однако, отдельные положения которых имеют к нему отношение. Это закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 7 января 1992 года. Определяющий предмет прокурорского надзора в области исполнения наказаний; Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 года, определяющий основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях; Трудовой кодек РФ, устанавливающий правила охраны труда и техники безопасности на предприятиях исправительных учреждений и другие.

Эти законы хотя и не входят в состав уголовно-исполнительного законодательства, однако, составляют правовую основу исполнения наказаний.

Перечень законов, регулирующих исполнение наказаний, дополняют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Положения об арестных домах, исправительных центрах и т.д.), Министерства юстиции (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), Министерства обороны (например, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими), а также акты, издаваемые совместно некоторыми министерствами. Однако указанные акты, хотя и детализируют вопросы исполнения наказания, в состав собственно уголовно-исполнительного законодательства не входят. Это подзаконные нормативные правовые акты, и они качественно отличаются от законов.

Источник: http://netprava.ru/ek/b23/1_3.htm

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права

Обеспечивая исполнение правоохранительной функции, государство сталкивается с проблемой применения мер принуждения к лицам, совершившим правонарушение. В статье 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью государства провозглашены человек, его права и свободы. Но, обеспечивая правопорядок в стране, государственные органы вынуждены применять по отношению к своим гражданам меры принуждения. Особенно остро эта проблема проявляется при исполнении уголовных наказаний. Реформы в обществе, изменение социальных ценностей повлекли за собой необходимость коренного пересмотра правовой системы в России. Принятие нового уголовного кодекса в свою очередь потребовало изменение уголовно-исполнительной системы.

Читайте так же:  Решения суда об оспаривании завещания на квартиру

Уголовное право, определяя понятие преступления, его состав, устанавливая виды наказания, определяя конкретные деяния, за совершение которых судом назначается уголовное наказание, не рассматривает порядок и условия исполнения уголовных наказаний. Эта задача ложится на отдельную отрасль российского права – Уголовно-исполнительное право.

Данная отрасль права развивалась и развивается в рамках различных отраслей знаний как у нас в России, так и за рубежом. Укажем лишь только её названия: пенитенциарное право, пенология, тюрьмоведение, исправительно-трудовое право, уголовно-исполнительное право. Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового, а ещё ранее – тюрьмоведения и пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России ещё в XIX веке. Несмотря на различные наименования, предметом их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и, прежде всего, наказаний в виде лишения свободы.

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трёх значениях:

а) как отрасль науки;

б) как учебная дисциплина;

в) как отрасль права (законодательства).

Уголовно-исполнительное право как наука – область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях учебный курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, установленных государством и регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний, и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом, за совершение преступления.

Пенитенциарная система Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными (специальное предупреждение), так и иными лицами (общее предупреждение).

Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая категория. Под сущностью исправления осужденных следует понимать их ресоциализацию, то есть процесс, который стимулирует формирование у осужденного жизненной позиции, отвечающей конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан.

Закон определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ).

Источник: http://netprava.ru/ek/b23/1_1.htm

Лекция по уголовно-исполнительному праву Уголовно-исполнительное право – это процесс исполнения уголовных наказаний.

Учебники: Бриллиантов и Курганов – Уголовно-исполнительное право РФ, Уголовно-исполнительное право под редакцией В.М. Анисемкова и Селиверстова, Уголовно-исполнительное право России: Теория законодательства, международные стандарты, отечественная практика конца 19-го, начала 21-го века. Под редакцией Зубкова, Уголовно-исполнительное право под редакцией Селиверстова.

Основным нормативным актом будет уголовно-исполнительный кодекс. Но Президент внес очередные поправки на предмет введения нового наказания. Помимо уголовно-исполнительного кодекса есть еще законы.

Уголовно-исполнительная политика: Понятие, содержание, формы выражения, принципы. Характеристика современной уголовно-исполнительной политики.

Правовая политика – это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права.

В теории уголовного права выделяют понятие уголовной политики в широком смысле этого слова и определяют его как определение и проведение в жизнь целенаправленных мер борьбы с преступностью. Во всех отраслях правовой системы, связанных с реализацией этой задачи (во всех отраслях уголовно-правового цикла). В рамках уголовной политики различные авторы выделяют разные количества ее отраслей или подсистем. П.Н. Панченко считает, что уголовная политика включает такие подсистемы как уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, уголовно-тактическая, уголовно-профилактическая и криминалистическая политика. Э.Ф. Побегайло выделяет в рамках уголовной политики уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную (пенитенциарную), криминологическую (профилактическую), административно-правовую разновидности политики. А.Н. Игнатов делит уголовную политику на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и пенитенциарную. Таким образом, все авторы как минимум выделяют три подотрасли уголовной политики.

Уголовно-исполнительная политика по сравнению с уголовно-правовой имеет более узкое содержание. Она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности, основные формы и методы исполнения уголовных наказаний. Она выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная политика базируется на международных стандартах обращения с осужденными, достижениями в соответствующей науке и практике.

Уголовно-исполнительная политика в узком смысле – это определение и реализация тактики и стратегии борьбы с преступностью средствами уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительная политика в широком смысле – это специализированная деятельность прежде всего государственных органов, а также иных субъектов, включающая систему целей, мер, способов, обеспечивающих функционирование правового механизма исполнения уголовных наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера.

Источник: http://studfile.net/preview/5638951/

Лекции по уголовно-исполнительному праву

Просмотры 1 Понятие уголовно-исполнительной политики 113 2 Принципы уголовно-исполнительной политики, закрепление в законодательстве 70 3 Понятие уголовно-исполнительного права 61 4 Методы и функции уголовно-исполнительного права 56 5 История развития уголовно-исполнительного законодательства 66 6 Понятие, содержание, задачи и формы уголовно-исполнительного законодательства 44 7 Международно-правовые стандарты обращения с осужденными 92 8 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 60 9 Уголовно-исполнительная система Российской Федерации 138 10 Основы правового положения осужденных 70 11 Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных 34 12 Контроль за деятельностью исправительных учреждении, исполняющих наказание 37 13 Исполнение наказания в виде штрафа 50 13 Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости 151 14 Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 35 14 Свидания осужденных к лишению свободы 78 15 Исполнение наказания в виде исправительных работ 36 15 Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов 195 16 Исполнение наказания в виде обязательных работ 87 16 Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения 103 17 Выезды осужденных за пределы исправительных учреждений 95 17 Исполнение наказания в виде ограничения свободы 78 18 Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по исправительным учреждениям 185 18 Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы 67 19 Изменение вида исправительного учреждения 60 19 Привлечение к труду осужденных к лишению свободы 121 20 Основные требования режима в исправительных учреждениях 64 20 Условия труда осужденных к лишению свободы 45 21 Оплата труда осужденных к лишению свободы 105 21 Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях 29 22 Общее образование осужденных к лишению свободы 51 22 Режим особых условий в исправительных учреждениях 89 23 Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы 85 24 Меры поощрения, применяемые к осужденным 58 25 Меры взыскания, применяемые к осужденным 38 26 Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима 56 27 Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима 44 28 Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях 71 29 Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах 67 30 Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях 57 31 Правовые основания и порядок освобождения от наказания 88 32 Подготовка к освобождению из исправительных учреждений 191 33 Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни 71 34 Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания 56 35 Характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим 114 36 Исполнение наказания в США 123
Читайте так же:  Может ли бывший муж продать приватизированную мною квартиру без моего согласия

Рекомендуемые темы

Надоела реклама? VIP-пользователи её не видят вообще! Зарегистрированные пользователи не видят видео-рекламу.
  • Статьи
  • Новости
  • Бесплатные программы
  • Советы студенту
  • Экономия
  • Льготы и преимущества
  • Новости ВУЗов
  • Разное
  • Разделы
  • ВУЗы
  • Общие файлы
  • Лекции
  • Правила сайта
  • FAQ
  • Правообладателям
  • Ответы на тесты
  • Теги
  • Статистика
  • Мобильная версия
  • Архив
  • Термины
  • Нано-блог
  • Обзоры
  • Статьи
  • Задачи
  • Карта задач
  • Досье на преподавателей
  • Файловый архив
  • Учебные материалы
  • К экзамену/зачёту
  • Книги и методические указания
  • Контрольные работы и аттестации
  • Курсовые/домашние работы
  • Лабораторные работы
  • Лекции и семинары
  • Рефераты, доклады и презентации
  • Диссертации
  • Остальное

Для добавления файла нужно быть зарегистрированным пользователем. Зарегистрироваться и авторизоваться можно моментально через социальную сеть «ВКонтакте» по кнопке ниже:

Вы можете зарегистрироваться стандартным методом и авторизоваться по логину и паролю с помощью формы слева.

Не забывайте, что на публикации файлов можно заработать.

Источник: http://studizba.com/lectures/117-jurisprudencija/1718-lekcii-po-ugolovno-ispolnitelnomu-pravu/

Лекция 5. Исполнение исправительных работ

  • 1. Порядок исполнения исправительных работ.
  • 2. Исчисление срока отбывания наказания.
  • 3. Удержания при отбывании исправительных работ.
  • 4. Окончание срока наказания и снятие с учета уголовно-исполнительной инспекции.

Артамонов Г.В., Симакина С.Н. Проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ // Закон и право. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, № 6. — С.101-103.

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. В.И. Селиверстова. — М.: ТК Велби, Проспект, 2008. — С. 99-116.

Лядов Э.В. Исправительные работы и применение трудового законодательства // Законодательство. 2007. № 2. — С. 74-79.

Орлов В.Н. Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы и исправительное воздействие на осужденных: лекция. — М.: Изд-во МГЮА, 2011. — С. 34-66.

Согласно статистике, удельный вес исправительных работ в 1986 г. составил 24,5%, в 1992 г. — 19,5%, в 1996-8,1%, в 2004-4,6%^ По данным ФСИН РФ, в общем количестве осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, удельный вес осужденных к исправительным работам составил 7,6% [1] [2] .

Исправительные работы назначаются в качестве основного вида наказания на срок от двух месяцев до двух лет осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его (ч. 1 ст. 50 УК РФ).

Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Несовершеннолетним осужденным исправительные работы могут быть назначены на срок от двух месяцев до 1 года (ст. 88 УК РФ).

Наказание в виде исправительных работ не назначается:

  • 1) признанным инвалидами I группы;
  • 2) беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
  • 3) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если на момент вынесения приговора они не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Источник: http://studref.com/398269/pravo/ispolnenie_ispravitelnyh_rabot

Уголовно исполнительное право. Конспект лекций

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Уголовно-исполнительное право».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 1

Тема 1. ПОНЯТИЕУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА 1

Тема 2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7

Тема 4. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 9

Тема 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ 12

Тема 6. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 14


Тема 7. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ 17

Читайте так же:  Порядок увольнения по инициативе работника

Тема 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕСВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЖДЕННОГО 19

Тема 9. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 22

Тема 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ 24

Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА 26

Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 27

Тема 13. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 29

Тема 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 32

Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 35

Тема 16. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ 38

Тема 17. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ 42

Тема 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ 43

Тема 19. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ 45

С. М. Зубарев
Уголовно-исполнительное право
Конспект лекций
4-е издание, исправленное и дополненное

Видео (кликните для воспроизведения).

Зубарев Сергей Михайлович – заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского нового юридического института, доктор юридических наук, доцент

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. Нормативные правовые акты

Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

ИТК РСФСР – Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г. Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. утратил силу с 1 июля 1997 г.

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

2. Органы власти

ГУИН – Главное управление исполнения наказаний

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

МВД СССР – Министерство внутренних дел СССР

Минздравсоцразвития России – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации

Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации

Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

ФСИН России – Федеральная служба исполнения наказаний

3. Прочие сокращения

гл. – глава(-ы)

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

ООН – Организация Объединенных Наций

разд. – раздел(-ы)

рис. – рисунок

РКЦ – расчетно-кассовый центр

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ – Российская Федерация

СИЗО – следственный изолятор

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ст. – статья(-и)

табл. – таблица

УИС – уголовно-исполнительная система

ч. – часть(-и)

Тема 1. ПОНЯТИЕУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

Источник: http://dom-knig.com/read_239992-1

Понятие Уголовно-исполнительного права

Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2012-2013 гг.)

(бакалавры).

Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права.

1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

3. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.

4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.

5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.

Читайте так же:  Как получить справку о погашении кредита

Литература и нормативно-правовые акты к теме 1. см. УМП УИП РФ. Воронеж, 2007. Сост. Маслов, Ретюнских, Кошкин.

1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

Исполнение уголовных наказаний — фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

Уголовно-исполнительная деятельность — это конечный этап, правоприменения, подводящий итог всему функционированию уголовной юстиции. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач, включу «санитарную» функцию. Недаром в старину говорили: «Худое дело тюрьма, а без неё нельзя».

Уголовно-исполнительное законодательство являются общепризнанным и реально действующим средством воздействия на преступность.

Прежде чем говорить об уголовно-исполнительном праве, мы должны отметить, что оно является частью государственной политики в определённой сфере деятельности.

Единство и взаимосвязь отраслей законодательства основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области.

Нас интересует не вся, а часть государственной политики, направление, которое принято называть социальным.

Под социальной политикой принято понимать принципы, стра­тегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и го­сударственно-властные структуры, его представляющие.

Полити­ка государства в рассматриваемой сфере многопланова.

Ее мож­но условно разделить на политику:

— в сфере профилактики пре­ступности;

— уголовную (уголовно-правовую) политику,

— полити­ку в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную).

Все направления политики тесно связаны между собой.

Лидирующая роль принадлежит уголовно-правовой политики.

Политика в области исполнения наказаний имеет более узкое, специальное, но не менее важное содержание.

Реализуется уголовно-исполнительная политика в директивно-установочных документах, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве и правоприменительной практике.

Уголовно-исполнительная политика определяет: цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению: 1) исполнения наказания; 2) исправлению осужденных; 3) предупреждению новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами.

Все схемы приводятся по пособию А.В. Бриллиантова, С.И. Курганова Уголовно-исполнительное право 2007г.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются:

Президент – Федеральное собрание.

Субъектами реализации политики выступают: Правительство, Центральный и территориальные органы УИС, органы управления военной УИС, Учреждения и органы, исполняющие наказания, федеральные субъектов и местные органы власти и управления.

Уголовно-исполнительная политика динамична, она постоянно корректируется. Пример тому — 8 декабря 2003 г. в УК РФ внесены изменения в 261 статью, соответственно порядка 65 статей УИК РФ также подверглись изменениям. Другой пример: в последние годы Россия пытается корректировать карательную политику, которая, как известно реально привела нас к плачевному состоянию. Уже к 2004 году каждый третий взрослый мужчина имел клеймо судимости лично сам или через своих ближайших родственников. Численность тюремного населения в УИС РФ превысила уровень этого контингента в бывшем СССР.

По численности заключённых на 100 тыс. человек Россия занимает 8-е место в мире (около — 500), к примеру, в Финляндии этот показатель равен 50 чел. Отсюда в России были бесконечные амнистии, хотя наш порог понимания социальной опасности отличен и от европейского и от американского.

Важнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия понятия уголовно-исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Уголовно-исполнительное право понимается в 3-х значениях:

1 — как отрасль права

2 — как отрасль науки

3 — как самостоятельная учебная дисциплина.

Как отрасль права – УИП это государственная воля, возведённая в систему юридических норм, предусматривающих основания, принципы и другие общие положения исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, виды учреждений и органов исполняющих наказания.

Как отрасль науки – представляет собой систему взглядов и знаний о закономерностях развития уголовно-исполнительной политики государства, уголовно-исполнительном законодательстве, практике его применения, а также правовом регулировании порядка и условий исполнения уголовных наказаний, осуществлении исправительного воздействия на осужденных.

Уголовно-исполнительное право (курс) – это преподаваемый в ВУЗе курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положений науки уголовно-исполнительного права.

Коренные преобразования в экономике, поли­тике, идеологии и праве российского государства последних лет, адекватно отражаются в уголовно-исполнительной политике. Хотя всегда следует помнить замечание Томаса Джефферсона, а именно: «Не пытайтесь сделать добра больше, чем люди способны выдержать».

Однако, в рассматриваемой сфере немало про­блеем. Главная: по состоянию на конец 2012 года, в местах лишения свободы и предварительного заклю­чения содержится у нас, вдумайтесь в эту цифру, 700 тыс. человек.

Причем существенная часть этих людей изоли­рована от общества по статьям Уголовного кодекса, которые предусматривают и иные наказания, а не только лишение свободы.

Государство не в состоянии обеспе­чить этим людям ни нормальные условия содержания, ни пос­ледующую социальную реабилитацию.

Следствием этого ста­новится разрушение семей, ухудшение здоровья населения и морального климата в обществе.

Проблема из юридической, — переросла в социальную.

Уголовно-исполнительное право одно из важнейших отраслей права, которое выступает средством противодействия преступности, особенно в таком его крайнем проявлении, как рецидивная преступность.

Это единственная отрасль, регулирующая исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8997 —

| 7653 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/4_130555_lektsiya—ponyatie-ugolovno-ispolnitelnogo-prava.html

Уголовно исполнительное право лекции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here